В ЗАЩИТУ БЕДНЫХ

(Неемия, глава 5)

 

Шел 444 год до н.э., время правления персидского царя Артаксеркса, когда царский виночерпий еврей Неемия взялся за осуществление дерзновенного плана – за восстановление Иерусалима. Иерусалим был городом его отцов и некогда прекрасной столицей Израиля. В наказание за свои грехи и неповиновение Богу евреи были завоеваны и уведены в Вавилонское рабство на много лет. Затем пришли Мидо-Персы под предводительством царя Кира, и Вавилон пал, а на его месте образовалась громадная империя, которая просуществовала более 200 лет. Кир, будучи и другом и покровителем евреев, в первый год своего правления издал декрет, по которому евреи могли начать возвращение в землю своих предков – Израиль. Но и теперь, уже почти 100 лет спустя, было сделано слишком мало для восстановления Иерусалима. Некогда высокие стены города все еще лежали грудой обуглившихся и почерневших развалин, а ворота города были разбиты и сожжены.

Обеспокоенный ужасным положением своих людей, Неемия убедил царя Артаксеркса разрешить ему вернуться в Иерусалим. И, воистину, это было чудесным ответом на пылкие и отчаянные молитвы Неемии! Благодаря своей преданной службе на посту виночерпия, а также и личной дружбе с Артаксерксом, Неемия получает должность губернатора в провинции Иудеи. Царь снабжает его своими рекомендательными письмами и оказывает значительную материальную и денежную помощь для восстановления стен Иерусалима.

Вскоре после своего возвращения в Иерусалим Неемия убеждает всех знатных и простых горожан объединить свои силы для восстановления города. Поначалу дела шли прекрасно, и работа продвигалась очень быстро. И, несмотря на сопротивление врагов, стены стали постепенно подниматься из руин. Но тут возникли серьезные осложнения.

В то время великая засуха начала опустошать землю. Производство зерна и других продуктов резко сократилось, и для многих бедных евреев, которые жили доходами со своих земель, настали тяжелые времена. Но голод не был единственной причиной их лишений. Зажиточная знать и евреи-ростовщики в Иерусалиме хотели извлечь для себя всевозможные выгоды, пользуясь жалким состоянием простого народа. Они рассматривали это экономическое бедствие не как возможность помочь нуждающимся собратьям, а как способ умножить свои богатства!

Так как земля не давала почти никакого урожая, то большинство семей, которые раньше выращивали все для себя сами, были вынуждены закупать продукты на стороне. А затем ненасытные спекулянты предложили своим страждущим согражданам ссуду (заем), но назначили при этом довольно высокие проценты, дабы извлечь для себя значительную выгоду. И чтобы получить эти ссуды, многие голодные и отчаявшиеся семьи были вынуждены заложить ростовщикам свои поля, виноградники и дома. А некоторые семьи уже заложили и все свое имущество, чтобы выплатить налоги персидскому правительству, которые взимались каждый год со всех провинций.

Большинство семей оказались в таком безнадежном положении, что и заложив свои земли, они все равно не имели достаточно пищи, и поэтому были вынуждены продавать в рабство своих собственных детей для того, чтобы получить хоть немного денег! Но ужаснее всего было то, что из-за высоких процентов на ссуду не представлялось возможным рассчитаться с долгами, и ростовщики отказывали в праве выкупа заложенного имущества, присваивая себе их земли. И теперь уже действительно не оставалось никакой надежды на то, чтобы освободить своих детей!

И в конце концов, отчаяние дошло до предела. Уже многие из начальников жаловались на то, что работать на стенах становится все труднее. “Силы рабочих приходят в упадок, – восклицали они, – а там еще так много развалин и обломков, что мы никогда не закончим эту работу! Да еще и враги в любой момент грозятся напасть на нас!” Никогда еще ситуация не выглядела такой мрачной.

До этого времени Неемия был способен вдохновить и воодушевить людей, уверить их в необходимости продолжать строительство стен, несмотря на все опасности и страхи. Его небывалая храбрость и настойчивость были просто заразительны для других. Но сейчас он столкнулся с гораздо более сильным и коварным врагом, который грозился уничтожить все то, о чем мечтали и он и его люди. Имя этого врага – жадность. Его собственные знатные и состоятельные сограждане сделали все для того, чтобы эти мечты не осуществились! И виной этому был их эгоизм!

Однажды днем Неемия совершал обход стен города, проверяя выполненную работу; вдруг к нему приблизилась огромная толпа бедных и грязных рабочих, они сердито протестовали против богатых ростовщиков, которые фактически завлекли их всех в экономическое рабство! “Мы – братья этих богатых людей, и наши дети ничем не отличаются от их детей, и все же мы вынуждены продавать наших детей, чтобы получить хоть немного денег. Мы уже продали некоторых из наших сыновей и дочерей, а сейчас у нас нет даже и надежды выкупить их назад, так как эти люди отобрали у нас поля и земли”.

Неемия, узнав из первых рук истинное положение дел, был ужасно возмущен. Собрав публичный суд перед огромным собранием, Неемия обошелся весьма сурово с этими спекулянтами. “Что же вы делаете? – воскликнул он. – Как вы осмелились требовать закладную у вашего брата, помогая ему в беде? Разве вы не помните, что закон, данный нам Богом через Моисея, запрещает еврею одалживать деньги своему брату и требовать какие-либо проценты, наживаясь на этом?” (Исход 22:25-27 и Второзаконие 23:19,20).

Негодование Неемии все возрастало: “Некоторые из нас делают все, чтобы помочь и даже за свои деньги выкупают многих собратьев из рабства! Но вы опять вынуждаете их стать рабами! Сколько же раз нам придется освобождать их?” Среди собравшихся воцарилось молчание, все с волнением ждали ответа провинившихся, но им было нечего сказать в свое оправдание.

Конечно, они прекрасно знали, что это беззаконно требовать проценты, когда даешь деньги взаймы. Это называется “ростовщичеством”. Все ссуды евреям должны быть предоставлены без процентов. И более того, заимодавец всегда обязан учитывать материальное положение своего должника, его возможности выплатить долг к определенному сроку. Именно таков был Божий план помощи бедным, а не вымогание того немногого, что они имели! (Второзаконие 15:1-11).

Неемия продолжал свое обвинение: “То, что вы сейчас делаете, зло в глазах Бога! Как теперь мы можем ожидать, что Бог благословит нашу землю и наших людей, если мы сами себе стали наихудшими врагами? Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы? Разве у нас не достаточно врагов среди других народов, которые окружают нас и грозят поработить нас? Неужели же нам всего этого мало, чтобы иметь еще и врагов среди собственных братьев?

Я сам даю людям ссуду и деньгами и зерном, но безо всякого процента, и то же самое делают мои приближенные и слуги. Ну, а теперь пусть каждый из вас, кто потребовал высокие проценты под ссуды, сегодня же отменит все свои претензии к оплате и забудет все долги своих собратьев, были ли это деньги, зерно, вино или оливковое масло, и сейчас же вернет назад их поля, виноградники, оливковые рощи и дома!”

И все обвиняемые, представшие перед Неемией и большим собранием, один за другим стыдливо начали соглашаться с этими требованиями. Их эгоизм был выставлен напоказ перед всеми, и добавить к этому было нечего. Простой народ в изумлении наблюдал, как эти бессердечные люди проявляют о них заботу, обещая помощь их братьям и деньгами и материально, не назначая при этом никаких процентов и не требуя того, чтобы бедняки закладывали свои земли и продавали в рабство детей.

Казалось, что можно было отпраздновать победу, но Неемия не спешил. От тотчас же созвал всех священников и потребовал, чтобы все обвиняемые дали публичный обет в том, что они выполнят свои обещания до конца. (В те дни публичный обет (обещание) было равно письменному контракту! Второзаконие 23:21-23.) Затем Неемия снял с себя пояс и потряс им перед ними. “Так и Бог вытряхнет всякого человека, кто не сдержит своего обещания! – предупредил он. – Я умолю Бога послать проклятия на того, кто откажется это сделать! И пусть Бог разрушит ваши дома и ваше хозяйство, если вы нарушите свое слово!” Все собравшиеся воскликнули: “Аминь!” – и с великой радостью восславили Господа! И каждый из этих богатых людей сделал так, как он обещал.

После победы над самым опасным врагом – внутренним врагом – работа возобновилась с ускоренными темпами! А когда стена вокруг города была полностью восстановлена, благодаря всеобщему единению и повиновению Богу и Им избранному правительству, то сердца людей охватило огромное духовное возрождение.

Для Неемии было бы очень трудно убедить этих людей и одержать такую победу, если бы он сам не был первым примером для них всех: примером в своей любви к Господу и к людям, и примером в своем бескорыстии и жертвенности. За 12 лет правления в Иудее он отчетливо понимал положение своих сограждан и все те трудности, с которыми им приходилось сталкиваться. И потому он отказывался принимать плату от правительства. В своем дневнике Неемия писал: “Я отказался принять какую-либо плату или другую денежную помощь от Израильского народа”.

Но совершенно по-другому поступали все предшествующие правители этой земли. Они требовали пищу, вино и сто серебряных монет в день наличными, и они довели население страны до нищеты своими бесчисленными сборами и налогами и были настоящими тиранами. Неемия продолжает: “Я повиновался Богу и отказался следовать примеру бывших правителей, которые так обременяли народ. Поддерживая работы на стене, ни я, ни кто-либо из моих людей никогда не пользовались преимуществами своего положения для собственной выгоды, и никогда мы не приобретали имущества для себя лично.

И каждый из моих приближенных и слуг должен был обязательно работать на стене, и все это несмотря на то, что регулярно 150 иудеев и начальников бывало у меня за столом, не считая приходивших из других земель. И всех я кормил за свои деньги и деньги немалые. Но я отказался взимать какие бы то ни было налоги с людей Израиля, так как их жизнь и без этого была нелегка”.

Эта правдивая история взята прямо из Библии. Неемия был прекрасным примером благочестивости, преданности и бескорыстия. Он не только сам жил безупречной жизнью, но и не боялся разоблачить тех, кого личная выгода толкала на обман бедных людей.

Может быть стоит остановиться и посмотреть, а что произошло бы с Иерусалимом, если бы с простым народом продолжали так дурно обходиться и нещадно его эксплуатировать? В конце концов, ведь на своих плечах эти люди несли основную тяжесть всех работ! Ведь это именно они с оружием в руках день и ночь охраняли землю своих отцов от нападений врага! Без их поддержки, помощи и единства восстановление Иерусалима было бы просто невозможно!

 

Пища для размышлений!

  1. Кажется, что правители этого мира очень часто бывают ослеплены своим грехом: угнетением бедных! Эти богатые ловкачи, возможно, и знают, как делать деньги. Но ведя порочную, злобную политику управления государством и чем бы то ни было еще, наживаясь за счет неимущих, они, тем самым, готовят себя к неизбежному падению, потому что Бог почти всегда стоит на стороне бедных и не оставляет никаких сомнений в том, что в конечном итоге победа будет за бедными!
  2. В данном случае Бог послал освободителя бедных в лице Неемии. Поскольку эгоистичные денежные воротилы сделали все по настоянию Неемии, то Господь благословил народ и сохранил их землю. Но если бы они не подчинились, им, определенно, не удалось бы избежать падения. Божье Слово предупреждает: “Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан” (Притчи 21:13). Но в Слове также и говорится: Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его, и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле” (Псалом 40:2,3).
  3. Бог не имеет ничего против богатств. У некоторых людей сложилось неверное представление на этот счет. Он не имеет ничего против благосостояния. Он выступает против богатств и благосостояния только в том случае, если в руках немногих оказывается все, а в руках многих – ничего! По сути, Богу очень нравится состоятельность, и Он охотно наделит тебя стольким, сколько тебе, возможно, и не снилось, если только ты будешь отдавать это другим и делиться с ними, так, чтобы всем хватило! Нет никакого греха в том, чтобы богатые жили в удобстве, пользуясь всем необходимым для того, чтобы лучше работать, помогая бедным. Не раз оказывалось, что именно таким образом можно достичь наилучших результатов! Их грех в том, что они не делятся с теми, кто испытывает в этом нужду.
  4. Как и в случае с Неемией, часто оказывается, что Божьи люди бывают одинокими, если они хотят оставаться честными перед Господом и быть полезными Ему! Они не могут всегда угождать людям, и поскольку им приходится бороться за истину и отстаивать правду, то они не всегда нравятся людям. Но что лучше: угождать Богу или человеку? Апостол Павел сказал: “У людей ли я ныне ищу благоволение, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым!” (Галатам 1:10). А чей раб ты?

 

Copyright © 1998 by The Family

Оставить комментарий

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные для заполнения поля помечены *

Вы можете использовать следующие HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

очиститьОтправить