(Занятие  06А – Основы)

Изучение Библии, часть 1.

Изучайте Священное Писание

 

Часть 1: Зачем изучать Библию?

 

Изучать Библию, чтобы духовно расти

Мы изучаем Библию, прежде всего, для нашей собственной пользы! Чтобы без труда найти то, что хотим прочитать, освежить в памяти и т.д. Познавая Библию, мы возрастаем духовно.

Автором Библии является Господь! Помните, что люди, которые написали Библию, были всего лишь инструментами в Его руках. Господь вдохновлял их – и они записывали. Если вы желаете узнать Его взгляды, Его объяснение истории, Его планы на будущее, прочитайте Его Книгу – Библию!

 

Автор Библии сотворил и меня!

Чтобы перевести Новый Завет на китайский язык, миссионеры пригласили китайского ученого. Поначалу это занятие никак не влияло на переводчика. Однако через некоторое время он сказал: “Какая замечательная книга!” “Почему вы так считаете?” – спросил один из миссионеров. “Потому что она очень точно рассказывает обо мне. Она знает меня изнутри. Тот, Кто создал эту книгу, должно быть, создал и меня!”

 

Изучать Библию, чтобы лучше узнать ее Автора

Псалом 118:9 – Как юноше содержать в чистоте путь свой? – Хранением себя по слову Твоему.

Псалом 118:15 – О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои.

Псалом 118:27 – Дай мне уразуметь путь повелений Твоих, и буду размышлять о чудесах Твоих.

Псалом 118:42 – И я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое.

Псалом 118:97 – Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем.

Псалом 118:99 – Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.

Псалом 118:100 – Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню.

Псалом 118:104 – Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи.

Псалом 118:105 – Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей.

Псалом 118:144 – Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить.

Псалом 118:151 – Близок Ты, Господи, и все заповеди Твои – истина.

Псалом 118:160 – Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей.

Псалом 118:165 – Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения.

 

 

Письмо любви

Давным-давно в далекой стране жила скромная молодая девушка. Она работала на семейной ферме, доила коров, готовила пищу, шила одежду. В один из чудесных летних дней среди прекрасных лугов показался важного вида всадник. Он поприветствовал девушку. Она ответила. Это была любовь с первого взгляда. Молодой человек, который оказался эмиссаром короля, стал часто навещать девушку, и любовь между ними росла.

Вскоре король послал юношу за границу. “Ничего не бойся, – сказал молодой человек своей возлюбленной, отправляясь в далекую страну, – я буду часто тебе писать. А ты будешь мне писать?” “Но как? – воскликнула она. – Ведь я не умею ни писать, ни читать”. Юноша пригласил для своей возлюбленной учителя из королевского дворца, и девушка вскоре научилась читать и писать. Получая письма из далекой страны, девушка так радовалась! Она была счастлива оттого, что может отвечать любимому человеку. По мере того как росли пачки писем, росли и чувства молодых людей.

Наконец юноша вернулся. Его появление в доме фермера девушка встретила теплыми объятиями и радостным восклицанием: “Вот все твои письма, любимый. Я сохранила их в целости”. Перевязанные кружевными тесемками, письма лежали аккуратными стопками. Уголки бумаги были достаточно потерты, было видно, что письма перечитывались много раз.

После свадьбы молодых людей это великое сокровище, слова любви, которую они разделили, было помещено в деревянную шкатулку.

Через некоторое время в стране началась война. Дом молодого человека стал опасной мишенью, поэтому девушке пришлось перебраться на некоторое время в дом отца. Когда война закончилась, муж с женой вернулись в свой дом, но нашли его сожженным до основания. Больше всего девушка сокрушалась о письмах любви, которые писал ей будущий муж в дни вынужденной разлуки. Он успокаивал ее, держа за руки: “Не плачь, любимая. Несмотря на то что писем больше нет, те слова, которые я писал тебе, навсегда останутся в твоей памяти. Любовь не потеряна”. И это было так. Потому что девушка читала его письма так много раз, что знала их наизусть.

Но важнее всего было то, что она жила с любимым человеком и каждый день слышала новые слова любви. Самым большим ее сокровищем были “старые” слова любви, смешанные с новыми.

Также и со Словом Божьим для нас. Есть “старые” сокровища, которые мы должны знать так хорошо, чтобы даже во времена гонений и трудностей они продолжали жить в нашем сердце. Кроме того, у нас всегда есть слово Бога для каждого нового дня. У нас есть “старые и новые” сокровища, у того и другого – свое место и время, своя цель. И то, и другое следует изучать, разбирать, над ними нужно размышлять, потому что все они нужны нам.

Мы показываем свою любовь Автору Библии тем, что считаем все, полученное от Него, настоящим сокровищем. Даже если мы не всё понимаем, мы должны уделять время изучению Его Слова, тем самым показывая, насколько оно важно для нас.

 

Изучать Библию, чтобы свидетельствовать другим

Библия – хорошо известный и легко узнаваемый источник. Большинство людей, по меньшей мере, слышали о ней, многие – уважают ее, а миллионы людей верят ей!

Если вы будете способны цитировать Библию, находить стихи и показывать их людям, подтверждая свою точку зрения, многие будут считать ваше мнение вполне авторитетным. Но как вы покажете другим путь в Царство Небесное, если даже не знаете, где находятся те или иные библейские стихи?

Сила Божьего Слова распространяется и на тех людей, которые говорят, что не верят Библии. Библия остается исполненной Духом, обличающей книгой для любого человека.

Евреям 4:12 – Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные.

 

Изучать Библию, чтобы знать, что должно произойти

В Библии содержатся сотни конкретных пророчеств о людях, народах, местах, временах и событиях; многие из этих пророчеств уже сбылись до мельчайших деталей. Некоторые пророчества исполнялись практически сразу же после их провозглашения, другие – через сотни лет, но каждое осуществлялось именно так, как об этом сказал Бог. (В Библии содержится множество пророчеств, которым еще предстоит исполниться, но сбудутся они непременно.)

Исполнившееся пророчество является одним из самых убедительных доказательств истинности Библии! Кто, кроме Бога, может предсказать будущее в мельчайших подробностях задолго до происшедших событий? Многие пророчества еще не исполнились, но сотни и тысячи других уже осуществились! В Библии мы найдем только об Иисусе Христе и Его первом пришествии более 300 пророчеств, и все они исполнились в точности!

В книге “Понимание Божьего Слова” (из серии “Подключись!”) приведено более шестидесяти исполнившихся пророчеств. Они разбиты на две группы: те, которые исполнились в Иисусе, и те, которые содержатся как в Ветхом, так и в Новом Завете. Уделите время их внимательному изучению.

Сейчас мы разберем всего лишь несколько примеров.

 

Падение Тира

Тир – город в Ливане. Тир сохранился до наших дней. В то время, когда было получено пророчество об этом городе (примерно за 600 лет до рождения Иисуса), Тир являлся частью страны под названием Финикия. В те дни, в 590 году до Р.Х., Бог сказал пророку Иезекиилю, что должно случиться с Тиром в будущем.

В Книге пророка Иезекииля, главы 26-30, сказано: “Сын человеческий! за то, что Тир говорит о Иерусалиме: “а! а! он сокрушен” [и говорит:] “Я совершенство красоты, я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей!” За то, так говорит Господь Бог: вот, Я – на тебя, Тир, и подниму на тебя многие народы. И разобьют стены Тира и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог: и будет он на расхищение народам. Ужасом сделаю тебя, и не будет тебя, и будут искать тебя, но уже не найдут тебя вовеки; не будешь вновь построен. Вот, Я приведу против Тира от севера Навуходоносора, царя Вавилонского. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе и узнают, что Я – Господь, даю землю Египетскую Навуходоносору, и это будет вознаграждением войску его”.

Бог сказал пророку Иезекиилю, что город Тир возгордился и противится Богу. За это Господь собирался допустить, чтобы царь другой страны пришел и разрушил Тир. Бог предсказал, что город будет лежать в руинах, от него останется лишь груда камней, на которых рыбаки будут расстилать свои сети.

Если бы вы жили в Тире в те дни, подобное предсказание показалось бы вам глупостью. Тир был великим городом финикийцев, построенном на холме, с которого было видно все Средиземное море – территория современного Ливана. Финикийцы успешно занимались рыболовством и торговлей, так что “всякие морские корабли” приходили в Тир. Цивилизация финикийцев была одной из самых развитых.

Иезекииль 27:9 – Старшие из Гевала и знатоки его были у тебя, чтобы заделывать пробоины твои. Всякие морские корабли и корабельщики их находились у тебя для производства торговли твоей.

Но посмотрите, что случилось с Тиром. Навуходоносор, языческий царь Вавилона, завоевал и покорил много стран. В 586 году до Р.Х. армия Навуходоносора захватила города Тир и Сидон. От древнего Тира остались одни руины. Все произошло именно так, как сказал Бог.

Но пророчество все же не было исполнено до конца: старый город Тир еще не был “голою скалою” и его руины еще не стали “местом расстилания сетей посреди моря”.

Навуходоносор, разрушив Тир, не получил никакой добычи: ни драгоценностей, ни золота, потому что горожане переправились на маленький островок в полумиле от берега. Там они построили новый город и забрали с собой все свое богатство. У Навуходоносора не было кораблей, чтобы добраться до острова и покорить тирян. Таким образом, древний Тир был обращен в руины, а новый Тир строился на острове. Пророчество все еще не было исполнено до конца.

Но то, что говорит Бог, в конце концов обязательно происходит. Может пройти много времени, но истинное пророчество никогда не останется неисполненным.

Почти 250 лет спустя Александр Македонский со своей армией начал завоевывать мир, выигрывая одно за другим сражения с минимальными потерями со своей стороны. В 332 году до Р.Х. Александр Македонский, подойдя к Тиру, уже был наслышан о богатом городе на острове. Александр был очень умным человеком. Он стал анализировать ситуацию: “Я хочу завладеть всем богатством, которое у них есть. Но как же мне перебраться через водную преграду?”

Тогда он начал осматривать окрестности в поисках какого-либо вспомогательного материала и увидел груду руин, которые были когда-то древним городом Тиром: кирпичи, камни, глину, куски дерева. Армия Александра Македонского собрала все это и сбросила прямо в Средиземное море. Получилось нечто вроде дамбы, соединившей берег с городом на острове! И вскоре Александр Македонский захватил и разграбил новый Тир.

И знаете что? По сторонам этой дороги рыбаки расстилали свои сети, в точности так, как об этом сказал Бог! Тир был сброшен в море. Конец древнего Тира был предсказан за 250 лет до того, как это случилось.

Только Бог знает, что произойдет в будущем!

 

Исполнение пророчества Иисуса: иерусалимский храм разрушен римлянами

От Матфея 24:1,2 – И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено.

Все случилось в точности, как предсказал Иисус. В 70 году войска римского императора Веспассиана вторглись в Израиль под предводительством генерала Тита, сломили сопротивление иудеев, разрушили Иерусалим и сожгли храм. Золотой потолок храма плавился от огня. Расплавленное золото текло по стенам, оседая в трещинах. Впоследствии, чтобы извлечь это золото, римские солдаты отделяли камень от камня, до тех пор, пока на месте храма в буквальном смысле не осталось камня на камне!

 

  • На следующем занятии мы будем разбирать пророчества, исполнившиеся в Иисусе. После этого мы обратимся к пророчествам о том времени, в которое живем мы с вами.

 

Итак, нам следует изучать Библию:

  • чтобы духовно расти;
  • чтобы лучше узнать ее Автора;
  • чтобы свидетельствовать другим;
  • чтобы знать, что должно произойти.

 

Часть 2: Общие сведения о Библии

Кто написал Библию?

Библия – это собрание из 66 книг. Писали Библию 40 авторов. Но на самом деле это не очень важно, потому что Автором Библии является Бог!

2 Тимофею 3:16 – Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.

2 Петра 1:21б – Изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

 

  • Книги Библии были написаны в течение почти 1,5 тысячи лет. Этот период начался во времена Моисея (около 3400 лет назад) и закончился написанием Откровения Иоанна Богослова (около 1900 лет назад).

 

Ветхий и Новый Завет: что они из себя представляют

Если у вас под рукой есть Библия с оглавлением, то вы можете читать дальше и смотреть на список книг.

Библия состоит из двух больших частей: Ветхого и Нового Завета. (Слово “завет” в данном случае означает “договор” или “соглашение”. Таким образом, мы можем назвать Ветхий и Новый Завет старым и новым соглашением или договором между Богом и человеком.)

Ветхий Завет состоит из священных еврейских писаний, собранных за тысячелетний период. Ветхий Завет содержит множество пророчеств о Мессии, Который назван “Сыном”, “Богом крепким”, “Отцом вечности”. Эти пророчества были записаны за сотни лет до рождения Иисуса Христа.

Новый Завет содержит священные писания раннехристианского периода. 27 книг Нового Завета были написаны на греческом языке более чем за 100-летний период. Они рассказывают о жизни и служении Иисуса Христа, о росте ранней церкви, а также излагают основы христианской веры.

 

Книги Ветхого Завета

Ветхий Завет состоит из 39 книг. Ученые сходятся во мнении, что период написания этих книг составляет примерно 1000 лет: с XIV по IV век до Р.Х. Книги были написаны на иврите, исключением являются некоторые отрывки из Книги пророка Даниила, написанные на арамейском языке.

Книги Ветхого Завета разделены на три основные группы: исторические, поэтические и пророческие книги. Порядок их расположения определяется частично хронологией, частично – содержанием. Библия очень мудро организована, и существующий в ней порядок предусмотрен именно для того, чтобы сделать ее простой и понятной для нас.

 

Исторические книги Ветхого Завета

Ветхий Завет начинается с 17 исторических книг. Первые пять книг называют “книгами Моисея” или “Пятикнижием”. Свой порядок они сохранили еще со времен Моисея. Иисус и другие герои Библии также говорили о них как о “Законе” или “Торе”.

Книга Есфирь замыкает список исторических книг. Итак, первые книги Библии, от Бытия до Есфири, относятся к историческим книгам, которые повествуют о сотворении мира, рассказывают об истории Божьего народа и об отношениях Бога с человеком до рождения Христа.

1 Коринфянам 10:11 – Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.

 

Поэтические книги Ветхого Завета

Книга Иова, Псалтирь, Притчи, Книга Екклесиаста и Песнь песней Соломона называются поэтическими книгами. Они являются поэзией Библии и были собраны вместе потому, что именно их чаще всего используют в молитвах и на богослужениях: их читают или поют.

Псалтирь и Притчи – это прекрасные книги для чтения во время вашего личного общения с Богом.

Псалтирь также является великолепной пророческой книгой, говорящей о приходе Мессии.

В Библии сказано, что некоторую часть Притч Соломона составляют притчи других людей, но все же большинство притч было написано царем Соломоном. Разумеется, во многих из них он повторял мудрые изречения, данные людям Богом много веков назад. Соломон просто записал их и привел в порядок.

Поскольку в Притчах 31 глава, можно читать по одной главе в день в течение месяца.

 

Большие пророки Ветхого Завета

Существует 17 пророческих книг. Пять больших и двенадцать малых. Четверо больших пророков – это Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Они названы большими не в соответствии с размером написанных ими книг, но из-за важности того, что было ими предсказано. Несмотря на то что Книга пророка Даниила является относительно небольшой по размеру и состоит всего из 12 глав, в ней содержится удивительных пророчеств о будущем, о конкретных временах, а также о нашем времени и о завтрашнем дне больше, чем во всех остальных книгах больших пророков.

 

Исайя был мессианским пророком, поскольку много пророчествовал как о первом, так и о втором пришествии Иисуса. В Книге пророка Исайи пророчеств о тысячелетнем царстве* (миллениуме) больше, чем во всех остальных книгах Библии. С помощью этой книги можно не только изучать библейские пророчества, ее также можно читать во время молитвы и общения с Богом. Книга легко читается, так как поэтично написана и много говорит о грядущем Мессии, тысячелетнем царстве и т.д.

(*Тысячелетнее царство – это грядущее тысячелетнее правление на земле Христа и Его святых, которое начнется после возвращения Иисуса.)

 

Иеремия известен как “плачущий пророк”, обращавшийся в основном к евреям. Он пророчествовал о событиях их истории, об их падении, а также об их будущем и о восстановлении еврейского народа после его возвращения в Израиль. Все это именно так и произошло.

 

Иезекииль тоже пророчествовал в основном о евреях, но в его книге также содержится много пророчеств о далеком будущем, особенно об антихристе и Армагеддоне.

 

Даниил был пророком последнего времени. О будущем говорили все пророки, но Даниил говорил именно о далеком будущем. Он очень мало пророчествовал об истории Израиля тех дней или хотя бы о его ближайшем будущем, в основном – о событиях далекого будущего.

Даниил 12:4 – А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение.

На следующем уроке мы разберем некоторые из пророчеств Даниила.

 

Малые пророки

Затем следуют двенадцать малых пророков. Книга пророка Малахии завершает эту группу и Ветхий Завет в целом.

 

Книги Нового Завета

Новый Завет состоит из 27 книг. Они разделены на три основные группы: исторические книги (четыре Евангелия и Деяния святых Апостолов), послания и пророчества. Подобная организация является параллелью Ветхого Завета. Единственное исключение: центральная часть вместо поэтических книг содержит послания.

 

Исторические книги: Евангелия и Деяния

Первые пять книг Нового Завета являются историческими: четыре Евангелия и Деяния святых Апостолов.

Евангелия повествуют о служении, смерти и воскресении Иисуса. Деяния рассказывают о некоторых из главных событий в истории ранней церкви, происходивших в течение первых 30 лет после вознесения Иисуса. Это своего рода продолжение Евангелий.

Первые три Евангелия – Матфея, Марка и Луки – схожи по содержанию и поэтому названы синоптическими. Евангелие от Иоанна – это Евангелие спасения. Каждое из четырех Евангелий рассказывает одну и ту же историю – о жизни, служении Иисуса и о цели Его прихода на землю, однако в каждом из них эта история изложена немного по-разному. Авторы упоминают то, что было важным для них в тех или иных случаях, – это объясняет некоторую разницу в изложенных ими вариантах одних и тех же событий.

 

Послания

“Послание” означает “письмо”. Первым семи посланиям – от Послания Иакова до Послания Иуды – названия были даны в соответствии с именами их авторов. Они также названы “соборными посланиями”, потому что не имеют конкретного адресата, тогда как остальные были адресованы конкретным людям.

Апостол Павел написал 14 посланий. Послания к Римлянам, Коринфянам, Галатам, Ефесянам и т.д. были написаны к конкретным людям или группам верующих и получили свои названия по именам своих адресатов.

Послания Павла содержат глубокую, основополагающую теологию. Апостол Петр сказал о ней так:

2 Петра 3:16 – Как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.

Павел был законником и потому пытался переложить Благую Весть на язык, понятный законникам, образованным людям, подобным ему правоведам того времени, таким же, как он сам, фарисеям и книжникам. Он старался доказать им верность своих доводов на языке права и законных аргументов.

Павел блестяще выстраивает свои доказательства, однако многие люди, читая его послания, понимают лишь некоторую часть, большая часть оказывается непонятной. Многие из посланий Павла слишком растянуты и, по словам Петра, немного трудны для понимания. Именно поэтому нам гораздо больше нравится читать Евангелия, особенно высказывания Иисуса.

Знать послания Павла всё же необходимо. Павлу было важно объяснить на языке права и закона суть Благой Вести, зачем нужно было приходить Иисусу и почему теперь все изменилось: почему мы находимся уже не под законом, но под благодатью. Он так выстраивает аргументацию, словно стоит перед судьей, разбирающим его дело, и пытается убедить его в своей правоте. Если у вас подобный склад ума, то послания Павла вам очень понравятся.

Читая послания Павла, следует также помнить, что некоторые из правил поведения, упоминаемые апостолом, были связаны с традициями тех дней и не всегда применимы в наши дни, точно так же как большинство ветхозаветных законов.

 

Откровение Иоанна Богослова – пророческая книга

Откровение Апостола Иоанна Богослова является последней книгой Нового Завета. Заметьте, что это “откровение Иисуса Христа… рабу Своему Иоанну”. Откровение – это единственная книга Нового Завета, целиком посвященная пророчеству. Во всех остальных книгах также присутствуют некоторые пророчества, но только Откровение является полностью пророческой книгой, подобно книгам ветхозаветных пророков.

 

Как появилась Библия

В книге Исход Бог сказал Моисею: “Напиши сие для памяти в книгу” (см. Исход 17:14). Это был первый, упомянутый в Библии, случай, когда Бог приказал человеку записать что-либо. “И написал Моисей все слова Господни…и взял книгу завета и прочитал вслух народу” (см. Исход 24:4,7).

Ни один из первоначальных библейских документов не сохранился. Но, прежде чем оригиналы исчезли, были сделаны копии, которые легли в основу современных переводов Библии.

До середины XV в. Библию переписывали от руки. Затем  в Европе появилось книгопечатание, а вместе с этим и возможность делать больше копий. Ручной метод требовал долгого, кропотливого труда, прежде чем на свет появлялась всего одна копия. Технология книгопечатания позволила производить тысячи экземпляров в достаточно короткий срок. Таким образом, Библия стала доступной для всех, а не только для тех, кто мог позволить себе купить копию, переписанную вручную.

 

Как была составлена Библия

Удивительно осознавать, что мы имеем дело с книгой, которую писали более 1500 лет. Ее авторами являются более 40 человек, среди них были цари, пастухи, философы, рыбаки, поэты, политики, ученые и многие другие. Тем не менее все, что написали библейские авторы, находится в гармонии и согласии и имеет четкую связь от Бытия до Откровения. Все они раскрывают одну общую тему – искупление человека Богом.

Современный порядок книг Ветхого Завета был определен группой из 70 ученых в Александрии, Египет (250–100 гг. до Р.Х.). Ученые устанавливали, какие из книг Библии были действительно богодухновенны, истинны. Это было, наверное, важнейшее в истории собрание ученых – переводчиков ветхозаветных книг.

Результатом их работы стал перевод Ветхого Завета на греческий язык. Перевод получил название Септуагинта (что значит “составленный 70 авторами”), и с тех пор он является авторизованным переводом Библии. В те времена греческий язык был литературным языком как Греческой, так и Римской империи.

Во II в. служители ранней церкви решили составить список наиболее авторитетных, на их взгляд, книг об Иисусе и ранней церкви. В этот список вошли четыре Евангелия, Деяния святых Апостолов, 14 посланий апостола Павла, послания других апостолов. Так был составлен Новый Завет. Отбирая книги, служители ранней церкви  руководствовались следующим критерием: автором непременно должен был быть либо апостол, либо близкий ему человек – это служило гарантией того, что описания носили характер свидетельства очевидцев. Документы апостолов легли  в основу устава – основного документа христианского движения.

 

Язык и перевод

Хотите – верьте, хотите – нет, но в оригинале тексты великолепных поэтических книг Библии имеют и рифму, и размер! Они были прекрасно переведены, но представьте себе, как трудно было бы сохранить размер и рифму.

Большая часть Ветхого Завета была написана на иврите. Это несложный язык – и потому Ветхий Завет легко читается. Вы не найдете здесь так много длинных слов, как в Новом Завете. Новый Завет был написан на более богатом и выразительном, греческом языке.

Ветхий Завет был вначале переведен с иврита, а Новый Завет – с греческого языка. Разумеется, евреи по-прежнему говорили на родном языке, но во времена Нового Завета, под влиянием недавнего владычества над ними империи греков, они также использовали греческий язык как язык культуры, философии, религии, искусства и музыки. После завоевания римлянами евреи также говорили на латыни, служившей языком закона и правительства.

Большинство ранних христиан к тому времени знали уже три языка: иврит, греческий и латинский языки. Но поскольку греческий язык намного выразительнее, чем иврит или латынь, именно он был избран в качестве языка Нового Завета.

Общим или родным языком того времени для территории вокруг Израиля был арамейский язык. Возможно, Иисус также говорил на арамейском.

 

Разбивка Библии на главы и стихи

Библейский текст изначально не был поделен на главы и стихи; в оригиналах рукописей и в свитках вы не встретите даже гласных букв и не увидите разделения слов ни пробелами, ни знаками препинания: все было написано сплошным текстом.

Писари много раз переписывали Библию. Это была очень важная, технически сложная работа, и переписанное вновь и вновь проверялось другими людьми, чтобы убедиться, что ни одна йота или черточка не оказались упущены!

Знаете ли вы, откуда пошло выражение “йота и черта?”? Эти названия пришли из еврейского алфавита. “Йота” происходит от еврейского слова “йод” – это буква, напоминающая крошечный апостроф, которая на самом деле имела форму современной русской буквы “У”. Понятие “черта?” также связано с одним из мельчайших знаков иврита.

Можете ли вы представить себе текст без пробелов между словами, без знаков препинания и даже без гласных букв? Ученые заучивали подобные тексты наизусть и только таким образом могли понимать их значение.

До 1200 года Библия не была поделена на главы и стихи. Однако сейчас подобная разбивка, вне всякого сомнения, оказывает нам большую услугу, когда мы ищем определенный стих. Во времена Ветхого Завета или ранней церкви вам бы просто сказали: “Знаешь, это написано где-то у Давида или Исайи”. И вам пришлось бы упорно искать.

Библия и отрывки из нее были переведены на 2233 языка мира, что сделало Евангелие доступным практически 98% населения планеты. История составления библейского канона и перевода Библии на английский и другие языки очень интересна, но сейчас у нас недостаточно времени, чтобы разобрать каждую из них.

 

Часть 3: Археологические находки подтверждают достоверность Библии

Даже не имея научных подтверждений, мы верим, что Библия истинна и является авторитетным Словом Божьим. Мы верим потому, что доверяем Автору Библии. Роль археологических находок заключается в том, чтобы укреплять нашу веру. Археологи находят всё больше доказательств, подтверждающих достоверность Библии.

Знаменитый еврейский археолог Нельсон Глюк писал: “Можно с уверенностью заявить, что ни одна из археологических находок не вступает в противоречие с соответствующим ей библейским текстом”.

Ведущий библейский археолог и ученый, автор более 800 научных статей (1891–1971), доктор В.Ф. Олбрайт писал: “Открытие за открытием лишь установило точность неисчислимого количества деталей и повлекло за собой всеобщее признание ценности Библии как источника исторических сведений”.

 

Древний Вавилон найден

Недавно были найдены руины города Вавилона, о существовании и местонахождении которых долгое время никто ничего не знал! Некоторые из критиков Библии до этого заявляли: “Можно утверждать, что Библия лжет! Если бы Вавилон и впрямь был таким огромным городом, его руины должны были сохраниться, по меньшей мере, до наших дней”. И руины были найдены!

 

Подробности:

Вавилон, самая могущественная столица древнего мира, был построен в основном благодаря усилиям Хаммурапи (1728–1686 гг. до Р.Х.) и Навуходоносора II (604–562 гг. до Р.Х.). Падение Вавилона началось после смерти Навуходоносора; около 130 года до Р.Х., в годы правления Парфиана, город был обращен в руины.

Археологи исследовали места развалин, обнаруженные ими по обеим сторонам реки. Открытия оказались феноменальными. Среди наиболее важных находок были около 300 табличек с клинописными текстами. Тексты в основном касались распределения масла и ячменя между пленниками и искусными рабочими из многих народов, которые жили в самом Вавилоне и его округе с 595 по 570 год до Р.Х.

Среди упомянутых пленников был Иокин (Иоаким), царь Ехуда (Иудеи), и пять его сыновей, а также их слуга Кения.

 

Для понимания важности сказанного:

В третий год правления Иоакима, восемнадцатого царя Иудеи (605 год до Р.Х.), Навуходоносор одержал победу над египтянами в Кархемисе и затем направился со своей огромной армией к Иерусалиму. После непродолжительной осады он захватил город, забрал все сосуды из храма Господня и отвез их в Вавилон, в храм бога Велуса. Также он увел с собой пленных, в том числе царя Иоакима.

4 Царств 24:1 – Во дни его [царя Иоакима] выступил Навуходоносор, царь Вавилонский, и сделался Иоаким подвластным ему на три года, но потом отложился от него.

2 Паралипоменон 36:6,7 – Против него вышел Навуходоносор, царь Вавилонский, и оковал его оковами, чтоб отвести его в Вавилон. И часть сосудов дома Господня перенес Навуходоносор в Вавилон и положил их в капище своем в Вавилоне.

 

Древние цари

На берегу реки Тигр, в местечке Калах, был обнаружен обелиск (каменный столб с пирамидальной верхушкой), установленный царем Шалманасаром II. На обелиске упомянуты имена царя Сирии и царя Израиля, о которых говорится в Библии.

 

Подробности:

Местечко Калах (современное название Нимрод) находится на расстоянии приблизительно 20 миль южнее города Ниневии, на западном берегу реки Тигр. Согласно книге Бытие, оно впервые было застроено Ассуром.

Бытие 10:11 – Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах.

Сэр Лайард обнаружил остатки стен древнего города, размер которых составил 7000 на 5,500 футов. Внутри этих стен он нашел развалины дворцов трех царей: Ашур-Назир-пала (885–860 гг. до Р.Х.), Шалманасара III (860–825 гг. до Р.Х.) и Есархаддона (680–669 гг. до Р.Х.), а также множество настенных скульптур.

Наиболее интересными из скульптур были те, которые запечатлели победы Тиглаф-Пилезера III. В графическом стиле фигуры изображают эвакуацию города, военные операции для установления осады и жестокие способы обращения с пленными.

Самым важным открытием оказался Черный Обелиск, установленный Шалманасаром III в центральном здании. Это внушительного вида монумент из черного мрамора, более шести футов высотой, суживающийся кверху. На каждой из его сторон находятся пять небольших барельефов, изображающих правителей пяти разных стран, приносящих дань царю. На обелиске расположены 210 высеченных клинописных строк, повествующих о военных и мирных достижениях царя в течение 31 года его правления.

На обелиске также встречаются другие имена: “Азаила из Дамаска и Ииуя из Израиля”.

3 Царств 19:15-17 – И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою через пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя.

 

Шалманасар написал на обелиске:

“В восемнадцатом году моего правления я пересек Евфрат в шестнадцатый раз. Азаил, царь Дамаска, надеясь на свою большую армию, собрал все свое многочисленное войско и сделал своей крепостью гору Сенир, со стороны Ливана. Я сразился с ним и поразил его, убив мечом более 16 000 его опытных воинов. Я захватил 1121 колесницу, 470 коней и весь его лагерь. Царь пытался спастись бегством, но я преследовал его до Дамаска – царского города. Вне стен города я уничтожил все его сады и затем отступил. Я дошел до горы Харрана, разрушая и сжигая бесчисленные города, унося с собой столько добычи, сколько никто не в силах сосчитать. Затем я дошел до гор Ба-лира-си, что на берегу моря, и воздвиг там стелу с моим, царским, изображением. К этому времени я уже получил дань от жителей Тира и Сидона и от Ииуя, сына Омри”.

 

Далее следует еще более интересный для изучающих Библию отрывок:

“Дань Ииуя, сына Омри: я получил от него серебро, золотую чашу, золотую вазу с заостренным дном, золотые кубки, слитки золота, свинцовые решетки, жезлы для руки царя и дротики – вот что я получил”.

Ииуй изображен стоящим на коленях, с данью в руках, перед Шалманасаром, который гордо стоит. Ассирийского монарха сопровождают двое слуг, один из которых держит над его головой зонтик от солнца. Сверху изображены символы Ашура и Иштара. Израильский царь Ииуй – с короткой округлой бородой – одет, как заключенный: куртка без рукавов и кожаная кепка на голове. Следом за ним идут израильтяне, одетые в длинные одежды; они несут драгоценные металлы и другую дань. Это единственный скульптурный барельеф, изображающий одного из царей Израиля.

 

Свитки Мертвого моря

Свитками Мертвого моря принято называть собрание древних манускриптов и их фрагментов (написанных на иврите, арамейском и греческом языках), найденных в нескольких пещерах на скалистом западном побережье Мертвого моря. Более одной трети из них составляют копии ветхозаветных книг. Найденные копии оказались старше известных до этого рукописей Ветхого Завета, по меньшей мере, на 1000 лет.

Найденные на побережье Мертвого моря сосуды были запечатаны глиной, в них в течение 2000 лет хранились отрывки Книги пророка Исайи!

То, что эти отрывки сохранились, было предусмотрено Богом, потому что они полностью “обезоружили” критиков Книги пророка Исайи, которые утверждали, что точность его пророчеств является результатом совмещения документов двух независимых авторов. Иначе говоря, они заявляли, что та часть книги, которая содержит пророчества, была написана неким “вторым” Исаией гораздо раньше той части, которую составил “первый” Исайя. Теперь же перед ними оказались свитки с первоначальными записями пророка, которые были датированы более ранним периодом, чем те события, которые они описывают. Стало невозможным отрицать, что автором является пророк Исайя и что его пророчества истинны!

Несмотря на то, что две копии Книги пророка Исайи, найденные в первой Кумранской пещере, оказались на 1000 лет старше самого древнего прежде известного манускрипта (980 год), их текст практически дословно повторяется современным переводом Библии на иврите – на 95 процентов. Пять процентов вариаций вызваны главным образом описками и разницей в орфографии и в написании слов.

 

Подробности:

Исследование свитков началось весной 1947 года. Арабский мальчик-пастушок, обнаружив пропажу одной из коз своего стада, начал искать ее в скалистых долинах. Подходя к пещере, он бросал внутрь камень. И вдруг пастушок, бросив в очередной раз, услышал звук бьющейся глиняной посуды. Мальчик позвал с собой товарища. Войдя в пещеру, ребята обнаружили несколько глиняных сосудов – 25-29 дюймов в длину и около 10 дюймов в ширину каждый. Внутри этих сосудов мальчики нашли нечто вроде маленьких мумий, которые при дальнейшем рассмотрении оказались кожаными свитками, завернутыми в кусочки льняного полотна и покрытыми сверху смоляным веществом, добытым, возможно, из Мертвого моря.

Имея весьма смутное представление о том, какой дорогой антиквариат они обнаружили, мальчики разделили свитки между собой и отнесли их в Вифлеем. Там они нашли торговца старинными вещами и предложили ему купить эти свитки за двадцать фунтов. Торговец отказался. Тогда мальчики отправились в Иерусалим, где после продолжительных попыток продали четыре свитка архиепископу Афанасию Самуилу из Сирийского Православного монастыря Святого Марка. Три других им удалось продать Е.Л. Сакенику, профессору археологии Еврейского Университета города Иерусалима.

Архиепископ Самуил показал свою покупку нескольким специалистам, но ни один из них не смог с уверенностью определить ни содержание, ни ценность свитков. В конце концов он принес их доктору Джону С. Треверу, исполнительному директору Американской Школы Исследования Востока (в Иерусалиме), который, в свою очередь, сфотографировав и изучив некоторые из свитков, отправил их доктору В.Ф. Олбрайту из Университета Джона Хопкинса. Этот знаменитый специалист датировал свитки 100 годом до Р.Х. и объявил их удивительной находкой.

Несмотря на то что арабские мальчики указали местонахождение пещеры, в которой хранились свитки, ее исследование было прервано начавшейся между арабами и евреями войной и было отложено до февраля 1949 года. В феврале 1947 года доктор Лакестер Хардинг из Иорданского Департамента Антиквариата и отец Р. де Во из Доминиканской Библейской Школы Иерусалима начали осторожные раскопки пола пещеры. В результате трехнедельной работы были обнаружены 800 фрагментов свитков, кусочки 75 различных кожаных свитков, несколько фрагментов папирусных свитков, куски льняной ткани, в которую были завернуты свитки, а также римские лампы и черепки около пятидесяти глиняных сосудов и блюд.

Очевидно, в пещере было спрятано около 200 свитков. Говорят, что еще в III веке священник Александрийской церкви, Ориген, пользовался некоторыми манускриптами, найденными в сосуде возле Иерихона.

Известно также, что Тимофей, Патриарх Багдадский, написал Сергию, Архиепископу Еламскому, письмо (приблизительно в 800 году). В нем он приводит рассказ некоего жителя Иерусалима о том, что собака арабского охотника забрела в одну из пещер возле города Иерихона. Подождав собаку некоторое время, хозяин начал волноваться и вошел следом за ней в пещеру. Он очутился в маленьком каменном доме с множеством манускриптов. Охотник сообщил о своей находке нескольким еврейским ученым из Иерусалима, которые пришли в эту пещеру и извлекли из нее большое количество свитков, которые, по их словам, были книгами Ветхого Завета и другими работами на иврите.

В 1952 году были исследованы 37 пещер Кумранской долины. В каждой из них было обнаружено определенное количество глиняной посуды, но только 11 содержали более или менее большое количество манускриптов. Вторая пещера содержала библейские и апокрифические фрагменты, среди которых были часть книги Празднеств и документ на арамейском языке с описанием Нового Иерусалима. В третьей пещере было найдено 274 манускрипта и два медных свитка, представляющие собой три переплетенные между собой полоски меди длиной около восьми футов. Однако в четвертой пещере было обнаружено более 400 манускриптов и около 100 000 фрагментов, размеры которых варьировались от размера человеческого ногтя до размера листа бумаги достаточно большого формата. В общей сложности в этих 11 пещерах было найдено более 500 различных манускриптов, а также тысячи небольших фрагментов.

Лишь одну треть всех манускриптов составляют ветхозаветные книги, все остальное – это комментарии к некоторым из книг, апокрифы, книги мудрости, гимны, псалмы, литургии, работы по теологии, а также документы, касающиеся местных жителей долины Кумран, которые писали свитки. Были найдены манускрипты или фрагменты всех ветхозаветных книг, кроме Книги Есфирь. Если судить по числу копий, то наиболее популярными тогда являлись Книга пророка Исайи, Псалтирь, Второзаконие и Бытие. Книги были написаны на кожаных свитках, тщательно разлинованных для удобства работы переписчика. Несколько книг были написаны на папирусе, и одна – на меди.

Из манускриптов лучше всего сохранился свиток Исайи, иначе называемый свитком Исайи Святого Марка, который был написан на семнадцати листах  пергамента, сшитых по краям. Длина свитка составляла 24 фута, толщина – более 10 дюймов. Это самый большой и лучше всего сохранившийся свиток, текст которого был написан ранней формой квадратных букв. Именно эти буквы позволили доктору Олбрайту датировать свиток II веком до Р.Х. Он оказался древнейшим из найденных рукописей какой-либо книги Библии, но соответствовал существовавшим до этого традиционным еврейским текстам (лежащим в основе английской Библии короля Иакова) практически во всех аспектах.

 

Открытия в Кирберт Мирде

В 1950 году племя бедуинов таамирх нашло весьма интересные манускрипты в Кирберт Мирде, разрушенном христианском монастыре, некогда располагавшемся на коническом пике горы в двух милях к северо-востоку от Мар-Сабы. В феврале и марте исследования были продолжены бельгийской экспедицией. В общей сложности были найдены фрагменты личных писем, написанных по-арабски на папирусе, а также отрывки из произведения Еврипида “Андромаха” и несколько библейских текстов на греческом и сирийском языках. Тексты на греческом языке включают в себя отрывки Евангелий от Марка и Иоанна и Деяний Апостолов. Написанные на сирийском языке книги являются фрагментами Книги Иисуса Навина, Евангелия от Луки, Евангелия от Иоанна, Деяний святых Апостолов и Послания к Колоссянам. Все они были датированы VII–VIII вв.

 

Рекомендуемая литература:

“Познавая истину: основы Библии”

Занятие  06а – Основы

Двенадцать краеугольных камней – ПРИЛОЖЕНИЕ

Изучение Библии, часть 1.

Изучайте Священное Писание

 

Цель: Изучить Библию.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СТИХИ:

2 Тимофею 2:15 – Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

2 Тимофею 3:16 – Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.

От Матфея 24:35 – Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

 

ПРОЧТИТЕ В БИБЛИИ:

Деяния святых Апостолов, главы 6–13

 

ДРУГАЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

“Познавая истину: Основы Библии”

 

 

МОЛИТВА И ПРОСЛАВЛЕНИЕ: “СПАСИБО ТЕБЕ ЗА ТО, ЧТО НЕ ОСТАВЛЯЕШЬ МЕНЯ!”

Иисус, благодарю Тебя за то, что Ты не оставляешь меня. Каждый день моей жизни Ты был рядом, Ты держишь меня за руку – и я люблю Тебя за это. Зная, что Ты рядом, я чувствую себя в безопасности.

Иногда я осознаю, что отступил от Тебя. Я отошел, я иду в одиночестве – и я сожалею об этом. Но Ты приходить за мной, берешь меня за руку и вновь поддерживаешь. Ты никогда не покидаешь меня.

И Ты не только держишь меня за руку, но и разговариваешь со мной. Ты любишь меня и направляешь. Я люблю Тебя за это. Спасибо Тебе, Иисус, за то, что Ты всегда так близок ко мне. Ты напоминаешь, что мне нечего бояться, потому что Ты всегда рядом. Ты оберегаешь меня. Я люблю Тебя. Никогда не оставляй меня, Иисус!

 

 

Размышления на тему: “Сила Моя никогда не иссякнет”

Послание Иисуса

Со времен сотворения мира каждый день всходит и заходит солнце. Можешь ли ты представить себе, как много различных восходов и закатов нарисовал Я от начала мира? Тем не менее еще ни разу не было двух абсолютно одинаковых закатов, и не будет. У Меня никогда не иссякнут запасы удивительных сочетаний цветов и оттенков.

Подобно тому как для каждого дня у Меня есть новый закат, у Меня также всегда есть что сказать тебе. Учась слушать Меня, ты обнаружишь, что Я обладаю бесконечным запасом слов, фраз, картин, видений и у Меня всегда есть что-то большее, что Я могу показать тебе. Просто попроси Меня – Я всегда в силах дать тебе новые идеи и интересно объяснить непонятное.

Поскольку Мои слова являются духом и исходят из бесконечного мира, они подобны Мне: они словно реки, которые никогда не иссякнут! Они волшебны, как закаты. Я всегда смогу дать тебе еще больше: еще больше удивительных ответов, простых решений и всю необходимую тебе небесную помощь. Моя любовь к тебе никогда не иссякнет. Более того, все, что исходит от Меня, никогда не заканчивается, оно безгранично! Итак, по мере того как ты будешь приближаться ко Мне, позволяя Мне становиться все большей частью твоей жизни, ты словно будешь наполняться океаном любви, которая никогда не иссякнет!

 

Пища для размышления: Удается ли вам стать ближе к Господу, ежедневно читая Его Слово, слушая Его голос и восхваляя Его?

 

Познавая Библию: Деяния святых Апостолов

Принято считать, что книга Деяния святых Апостолов была написана евангелистом Лукой и является, в некотором роде, продолжением Евангелия от Луки. В Деяниях описывается история церкви после вознесения Христа. Запись событий ведется со дня Пятидесятницы (33 год до Р.Х.) до первого заключения в тюрьму апостола Павла (63 или 64 год до Р.Х.). Автор описывает обстоятельства, связанные с вознесением Христа, а также ключевые события, касающиеся распространения и триумфа Благой Вести во всем мире приблизительно в последующие тридцать лет.

Общий смысл Деяний выражен в восьмом стихе первой главы: “Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями…”

Содержание книги можно разделить на три части.

Главы 1-12 – описание первых двенадцати лет истории христианской церкви, а также истории насаждения и расширения церкви среди евреев через служение апостола Петра. Также рассказывается об обращении Павла в веру.

Главы 13-21 – рассказ о миссионерских путешествиях апостола Павла, о дальнейшем распространении Евангелия, о насаждении церкви среди язычников.

Главы 22-28 – повествование о пребывании Павла в Риме и о событиях, явившихся тому причиной.

Деяния Апостолов важны не столько своими историческими записями, сколько тем примером истинной Божьей церкви, который они содержат. Это образец для подражания, которому нам необходимо следовать, чтобы научиться быть зависимыми от Духа Святого, научиться достигать людей и проповедовать им Евангелие. В книгу включены живые примеры того, как следует реагировать на гонения, относиться к властям, и многое другое.

Разумеется, сейчас другие времена, и нам приходится постоянно спрашивать Господа, как мы должны вести себя именно в наши дни. Однако основные принципы остаются неизменными, и именно поэтому Деяния Апостолов так важны для нас!

 

Дополнительный материал

КНИГИ БИБЛИИ

 

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Исторические книги: Пятикнижие Моисея

Бытие. Книга начал. Повествует о возникновении Вселенной, о появлении человека и т.д. Большую часть книги составляет описание ранней истории Божьего народа. Именно поэтому она так полезна для ознакомления с нашей древнейшей историей. Первая часть книги охватывает историю раннего человечества, повествует о сотворении мира, грехопадении человека, потопе и разделении народов (люди рассеялись по земле после попытки построить Вавилонскую башню). Вторая часть книги повествует о жизни патриархов – Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа.

 

Исход. Повествует о пребывании еврейского народа в рабстве, об избавлении и начале истории Израиля на пути в Ханаан под предводительством Моисея. Книга содержит описание жизни Моисея, повествует об освобождении евреев из Египта, о появлении закона.

 

Левит. Книга Моисеевых законов. Содержит учение о “доступе” к Богу через жертвоприношения. Мы освободились от этих законов после смерти Иисуса. Большую часть книги составляют законодательство для священников и правила практического применения законов народом. Подчеркивается исключительная важность отделения Израиля от любого влияния языческих народов с целью сохранения религиозной чистоты нации.

 

Числа. Книга путешествий Израиля. Это продолжение книги Исход, описывающее сорокалетнее странствование народа по пустыне.

 

Второзаконие. Книга содержит повторение законов, данное незадолго до входа еврейского народа в Ханаан. Это продолжение книги Числа. Три заключительные главы повествуют о последних днях Моисея.

 

Другие исторические книги

Книга Иисуса Навина. История Иисуса Навина, преемника Моисея. Именно Иисус Навин ввел народ в Землю Обетованную после смерти Моисея. Книга описывает завоевание Ханаана евреями под предводительством Иисуса Навина, а также разделение земли между двенадцатью коленами Израиля.

 

Книга Судей Израилевых. Повествует о временах правления судей Израиля – от завоевания Ханаана до времен пророка Самуила. На протяжении описанных в книге трехсот лет истории израильтяне были шесть раз побеждены и порабощены и много раз удивительным образом спасены Господом через правление пятнадцати судей. Книга рассказывает также о жизни и смерти Самсона.

 

Книга Руфь. Прекрасная история о том, как чужестранка Руфь стала прародительницей царя Давида, а следовательно, и Иисуса. История любви! Моавитянка Руфь отправляется со своей свекровью Ноеминью в Иудею, где встречает Вооза и выходит за него замуж.

 

Первая и Вторая книги Царств. История Самуила (священника и пророка), начало и первые годы монархии в Израиле (впервые у власти стал царь), времена правления Саула и Давида. Первая книга Царств рассказывает об организации царства; о делах пророка Самуила; о том, как Саул стал царем; о его падении; о начале правления царя Давида. Вторая книга Царств описывает царствование Давида.

 

Третья и Четвертая книги Царств. Описание ранней истории Израильского Царства, впоследствии разделившегося на Израиль и Иудею. Книги содержат историю жизни знаменитых пророков Илии и Елисея.

 

Первая и Вторая книги Паралипоменон. Книги описывают правление Давида, Соломона и царей иудейских до времени пленения еврейского народа Вавилоном. Повторение некоторых фактов, описанных в Книгах Царств.

 

Книга Ездры. Продолжение Паралипоменона. Рассказ о возвращении евреев из вавилонского плена и о восстановлении храма.

 

Книга Неемии. Описание восстановления стен Иерусалима и духовного возрождения Божьего народа.

 

Книга Есфирь. История царицы Есфирь (жены-еврейки персидского царя); спасение евреев от коварного замысла Амана.

 

Поэтические книги

Книга Иова. Рассказывает о коварстве сатаны, о скорбях и терпении Иова; поднимает проблему самоправедности, бесполезности человеческой философии; повествует о Божественной мудрости; об избавлении страдальца. Принято считать, что эта книга является самой древней в Библии и написана, вероятно, еще до времен Моисея.

 

Псалтирь. Сборник из 150 духовных песен, стихов, славословий, молитв и пророчеств. Многие из них были написаны царем Давидом. Чтение псалмов во время вашего личного общения с Богом может быть очень вдохновляющим. Несколько ключевых псалмов также очень красивы и полезны для запоминания.

 

Притчи Соломона. Собрание моральных и религиозных принципов и рассуждений о мудрости, кротости, воздержании, справедливости и т.д. Некоторые из притч были написаны царем Соломоном. Впрочем, споры об авторстве ведутся до сих пор.

 

Книга Екклесиаста. Размышления о суетности жизни, о долге человека и его обязанностях перед Богом и т.п.

 

Песнь песней Соломона. Великолепная, захватывающая поэма о любви. Многие люди видят только ее буквальный смысл; другие же считают эту поэму аллегорией наших взаимоотношений с Господом, описывающей любовь Иисуса к Его невесте (к нам).

 

Большие пророки

Книга пророка Исайи. Книга изобилует пророчествами о Мессии, чередующимися с предсказаниями о грядущих событиях, о горе и скорбях, которые постигнут народы за грех.

 

Книга пророка Иеремии. Пророческое служение Иеремии началось в годы правления царя Иосии и длилось до вавилонского пленения евреев. Основными темами книги являются отступничество, рабство и возрождение евреев. Иеремия был еще очень молод, когда услышал от Бога призыв пророчествовать. Именно Иеремия предсказал гибель своего народа как наказание за грехи Израиля. И священники, и народ ненавидели пророка за это. Иеремия призывал евреев не воевать с вавилонянами, но сдаться им. Тогда Бог смягчил бы наказание Израиля.

 

Плач Иеремии. Погребальная песнь разоренному Иерусалиму.

 

Книга пророка Иезекииля. Написана во время вавилонского плена. Книга разделена на две части. Первая часть осуждает грехи Иерусалима; вторая же смотрит в будущее с надеждой на восстановление города, после того как он будет очищен от всякого зла. Вторая часть также содержит пророчества о грядущем Царстве Небесном и об Иисусе.

 

Книга пророка Даниила. Содержит пророчества о будущем. Многие из них уже исполнились, другие касаются времени перед концом света и будут доступны для понимания только в последние дни.

 

Малые пророки

Книга пророка Осии. Осия жил в то же время, что и пророки Исайя и Михей. Центральная мысль – отступничество Израиля как духовное прелюбодеяние. Книга наполнена поразительными картинами, описывающими грехи народа. С целью показать неизменную любовь Бога к Своей заблудшей невесте, Господь даже повелел Осии жениться на блуднице! Звучит призыв вернуться к Богу!

 

Книга пророка Иоиля. Будучи пророком Иудеи, Иоиль писал свою книгу во время нашествия саранчи, когда народ претерпевал большие бедствия. Говорится о покаянии и благословениях, следующих за ним; о грядущем сошествии Святого Духа на землю.

 

Книга пророка Амоса. Амос был пастухом, обличавшим эгоизм и грех народа. Книга содержит описание пяти видений от Бога и предсказывает окончательное, всемирное правление Господа. Амос был первым пророком, провозгласившим, что Бог является правителем всего мира.

 

Книга пророка Авдия. Главная тема – гибель Едома и окончательное избавление Израиля. Книга состоит всего из одной главы и является самой короткой в Ветхом Завете.

 

Книга пророка Ионы. Повествует о “вынужденном миссионерстве” Ионы, которой научился послушанию и познал глубину Божественной милости на собственном горьком опыте. Пророка проглотил кит, в чреве которого он пробыл три дня.

 

Книга пророка Михея. Книга рисует мрачную картину морального состояния Израиля и Иудеи и предсказывает наступление Царства Господа, которое будет исполнено праведности.

 

Книга пророка Наума. Повествует о разрушении Ниневии, столицы Ассирии. Также поддерживает классическую позицию против войны и милитаризма.

 

Книга пророка Аввакума. Книга была написана во времена халдеев (вавилонян). В ней рассматривается проблема безнаказанности зла в мире. Аввакум получил откровение о том, что армия халдеев вскоре станет Божьим орудием наказания злодеев, а зло уничтожит само себя. Книга оканчивается стихами благодарения и великой веры.

 

Книга пророка Софонии. Книга наполнена угрозами и предостережениями, но оканчивается видением о будущей славе Божьего народа.

 

Книга пророка Аггея. Аггей, как и пророк Захария, упрекает народ за небрежность в строительстве второго храма, но обещает возвращение славы Божьей, когда строительство будет завершено.

 

Книга пророка Захарии. Захария, современник пророка Аггея, побуждал евреев восстановить храм Божий. Захария получил восемь видений. Он видел окончательный триумф Царства Божьего. Книга содержит очень конкретные и точные пророчества о пришествии Мессии, Его смерти, уничтожившей грех; о Христе как Царе и Священнике; о Его торжественном въезде в Иерусалим; о том, как Он был предан за тридцать сребреников; о Его руках, пронзенных при распятии, и о многом другом.

 

Книга пророка Малахии. Книга описывает заключительный период ветхозаветной истории. Малахия говорит о необходимости перемен перед приходом Мессии. Последнее послание непокорному народу.

 

 

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Исторические книги Нового Завета

Евангелие от Матфея. Матфей был сборщиком налогов, впоследствии ставшим одним из двенадцати апостолов Иисуса. Матфей написал Евангелие в основном для евреев, желая убедить их в том, что Иисус есть Мессия. Здесь вы найдете немало ссылок на Ветхий Завет, потому что Матфей приводит много примеров того, каким образом ветхозаветные пророчества исполнились в Иисусе. Матфей был очевидцем многих описываемых им событий.

 

Евангелие от Марка. Марк имел тесное общении и с Петром, и с Павлом. Его Евангелие содержит рассказ о тех событиях, о которых он много раз слышал от Петра. Марк подчеркивает сверхъестественную силу и власть Иисуса над природой, болезнями и бесами. А также тот факт, что вся эта Божественная энергия была использована во благо людям.

 

Евангелие от Луки. Лука был греческим врачом, был близок к апостолу Павлу. Лука – единственный из новозаветных авторов, кто не был евреем. Он написал самую полную биографию Иисуса, изобразив Его как Сына Человеческого, полного сострадания к беднякам и грешникам.

 

Евангелие от Иоанна. Иоанн был одним из двенадцати апостолов Иисуса. Иоанн понимал духовную глубину любви Божьей и Его спасения, равно как и то, что значил Иисус для всего мира, а не только для евреев. Евангелие от Иоанна цитирует слова Иисуса гораздо чаще, чем любая другая книга Библии.

 

Деяния святых Апостолов. Эта книга является продолжением Евангелия от Луки и считается написанной тем же автором. Книга рассказывает о том, что происходило с учениками Иисуса после Его воскресения, а затем описывает историю ранней церкви, обращение Павла в веру, его путешествия и т.д. Деяния Апостолов подчеркивают, что церковь всегда ведома Святым Духом.

 

14 посланий Апостола Павла

Большинство этих посланий были адресованы церквам той или иной местности. Взгляните на карту этой территории в новозаветные времена (наверняка, одна из таких карт помещена на форзаце вашей Библии). Вы сможете найти многие населенные пункты и сегодня. Они существуют до сих пор! К примеру, Коринф находится возле Афин.

 

Послание к Римлянам. Адресовано римским христианам. Главы с 1 по 11 рассматривают план спасения. Главы с 12 по 16 являются большей частью наставлением относительно духовных, общественных и гражданских обязанностей верующих.

 

Первое послание к Коринфянам. Адресовано церкви в Коринфе. Основные темы – очищение церкви от разного рода зла и изложение христианской доктрины.

 

Второе послание к Коринфянам. Содержит характеристику служения и доказательство апостольства Павла.

 

Послание к Галатам. Эта книга очень важна, потому что ясно излагает концепцию спасения: не от дел, а через веру.

 

Послание к Ефесянам. В нем изложен план спасения. Говорится о том, что все преграды между евреями и язычниками были разрушены Иисусом.

 

Послание к Филиппийцам. Письмо церкви в Филиппах. В нем излагаются размышления апостола Павла в тюрьме,  раскрывается его глубокая преданность Христу, а также искренняя забота о том, чтобы церковь оставалась твердой в истинном учении.

 

Послание к Колоссянам. Советует отказаться от мирской философии и греха. Иисус – глава церкви.

 

Первое послание к Фессалоникийцам. Содержит наставления и советы, а также пророчества о конце света.

 

Второе послание к Фессалоникийцам. Говорит о втором пришествии Иисуса; предупреждает верующих о близком конце этого мира.

 

Первое послание к Тимофею. Содержит советы молодому пастору относительно поведения и служения.

 

Второе послание к Тимофею. Это последнее письмо апостола Павла, написанное незадолго до его смерти. Содержит советы возлюбленному “сыну в вере”.

 

Послание к Титу. Включает советы другу, достойному доверия.

 

Послание к Филимону. Это личное письмо Филимону, в котором Павел просит его принять и простить беглого раба Онисима.

 

Послание к Евреям. Авторство этого послания спорно. Послание адресовано еврейским христианам, оно объясняет учение о спасении. Также содержит вдохновляющую историю Божьего народа (см. главу 11).

 

7 соборных посланий

Послание Иакова. Вероятно, оно было написано Иаковом, братом Иисуса. Адресовано верующим, обращенным из евреев, рассеянным за пределами Израиля. Главная тема – сравнение веры, проявляющейся в добрых делах, с верой, которая существует только на словах.

 

Первое послание Петра. Ободрительное письмо апостола Петра верующим, рассеянным в Малой Азии. Основные темы: преимущество верующих, следующих примеру Иисуса; победа в любых испытаниях; святая жизнь во враждебном мире.

 

Второе послание Петра. Предостерегает против лжеучителей и насмешников.

 

Первое послание Иоанна. Написано апостолом Иоанном. Придает большую важность преимуществу верующих через обладание духовными знаниями, необходимости братства и братской любви.

 

Второе послание Иоанна. Краткое послание о Божественной истине и мирском заблуждении.

 

Третье послание Иоанна. Рекомендательное письмо Гаию.

 

Послание Иуды. Автором, вероятно, является брат Иакова. Содержит исторические примеры отступничества и Божественного наказания грешников.

 

Откровение

Откровение Иоанна Богослова. Было написано апостолом Иоанном, который также является автором Евангелия от Иоанна и трех посланий. Книга Откровение содержит сложные и детальные пророчества о будущем; подробно описывает конец света, события, предшествующие второму пришествию Иисуса и последующие за ним; говорит о тысячелетнем царстве. Откровение оканчивается великолепным описанием Царства Небесного.

 

 

Приложение

 

КИР – ЦАРЬ, ПОМАЗАННЫЙ ГОСПОДОМ ЕЩЕ ДО РОЖДЕНИЯ

Исполнившиеся пророчества и археологические открытия, подтверждающие достоверность исторических библейских записей, укрепляют наше доверие Библии. История Кира, царя Персии, который правил в VI в. до Р.Х., содержит оба этих элемента.

Бог пророчествовал о нем устами пророка Исайи, назвав царя Кира по имени более чем за 200 лет до его рождения! Бог говорил, что именно Кир будет тем царем, который прикажет освободить евреев. Он предсказал это еще до того, как Израиль был пленен.

Бог пророчествовал о Кире через пророка Исайю в VIII в. до Р.Х. (см. Исайя 44:28 и 45:1-4). В последующие за этим пророчеством годы вавилоняне завоевали Иудею и увели народ в плен. А затем, в 516 году до Р.Х., царь Кир, ведущий мировой лидер, издал указ об освобождении евреев.

Археологическое доказательство: этот указ был найден “в Екбатане во дворце, который в области Мидии” (см. Ездра 6:2).

В летописи, составленной сразу же после завоевания Вавилонии Киром, описывается история правления Набонидуса (Набунахида), последнего вавилонского царя, его совместное правление с сыном Валтасаром и падение Вавилонской империи.

В 538 году до Р.Х. в Южной Вавилонии произошло восстание, воспользовавшись которым армия Кира вторглась в страну с севера. В июне вавилонская армия потерпела полное поражение в местечке Опис; сразу же после этого перед завоевателями распахнулись ворота Сиппары. Затем Гобриас (Угбару), правитель Курдистана, был послан в сдавшийся без боя Вавилон, и ежедневные служения в храме продолжились, не успев прерваться. В октябре приехал и сам Кир и провозгласил всеобщую амнистию, о которой вся область вавилонская узнала через Гобриаса, своего нового правителя. Тем временем скрывавшийся до этого Набонидус был схвачен. Тем не менее обращались с ним уважительно.

Тогда же Кир получил титул “царя Вавилона”, объявил себя потомком древних царей и принес щедрые жертвы в храме. В то же время он позволил иностранным жителям, находящимся в Вавилоне в плену, вернуться на родину, взяв с собой истуканы своих богов. Среди таких жителей были и евреи, которые не поклонялись истуканам и поэтому взяли с собой священные сосуды храма.

 

 

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА!

Царь Давид

Царь Давид является одной из ключевых фигур Ветхого Завета. Несмотря на то что он известен как, возможно, величайший царь Израиля, его имя долгое время было окутано тайной. Ни в одной другой книге, кроме Библии, не упоминается ни о Давиде, ни о его правящей династии.

Ситуация изменилась в 1990-х годах, когда археологи сделали интересное открытие.

Они обнаружили кусок камня с высеченным на нем древним текстом, относящимся к “дому Давида” – именно так называли себя правители династии, основанной царем Давидом. Судя по всему, этот камень был установлен около 3000 лет назад сирийским царем – в качестве памятника победы в битве, описанной в Первой книге Царств.

И это еще один случай, когда археология подтвердила достоверность библейских летописей!

 

Павел проповедовал на Кипре

Итальянские археологи заявили, что на острове Кипр они обнаружили надпись на мраморной доске, доказывающую библейское утверждение о том, что апостол Павел проповедовал на этом острове. Исследователи Университета Катанья утверждают, что при раскопках города Пафоса ими были обнаружены обломки мрамора с надписью “апостол Павел”. Директор группы ученых Филиппо Гвидис заявил в интервью репортерам, что эти обломки были найдены неподалеку от храма греческого бога Аполлона. “Другая, подобная этой, мраморная доска находится в катакомбах Ватикана”, – сказал он. Новый Завет (см. Деяния 13:4-6) рассказывает о том, как Павел и Варнава посетили Кипр и путешествовали даже до города Пафоса.

 

Хотите узнать больше? Читайте Приложение к книге “Понимание Божьего Слова” (брошюра из серии “Подключись!”), и вы получите еще больше исторической информации, а также узнаете детали более чем шестидесяти исполнившихся библейских пророчеств.

Оставить комментарий

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные для заполнения поля помечены *

Вы можете использовать следующие HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

очиститьОтправить