СУДЬБА, ПОСТИГШАЯ ТЕХ, КТО ВОЗРОПТАЛ!
(Эту историю можно прочитать в Исходе 16:31-36; Числах 11:1-10, 18-24, 31-35; Псалмах 77:20-32, 104:40.)
Народ Израилев – более трех миллионов мужчин, женщин и детей, вместе с бесчисленными стадами овец, коз и прочего скота, – чудесным образом переправившись через Чермное море, продвигался на юг в глубь Синайского полуострова. И вот, через месяц, люди добрались до оазиса Елим в бесплодной пустыне Син, что немного севернее Синайской горы.
Раскинув шатры в тени пальм, люди собрались, чтобы обсудить создавшееся положение. Оно казалось серьезным. Вся провизия, прихваченная ими из Египта, закончилась, теперь же они находились в сердце бесплодной пустыни Син. Это было серьезным испытанием их веры, которое показало, что у многих она была слаба, или же вообще отсутствовала!
В одном конце стана толпа мужчин и женщин обступила шатер Навал Ваал-э-Айкера, который возмущенно сетовал:
– За всю свою жизнь я не видел такой мрачной, безжизненной пустыни! Здесь нет ни одного пучка травы!
– Но Бог позаботится о нас! – ответил ему Халев, один из еврейских вождей. – Он обещал привести нас в землю обетованную, и Он это сделает. И потом, посмотри какой прекрасный оазис! Здесь 12 источников и…
– Как же, много нам от этого пользы, – ухмыльнулся Навал. – Вся наша провизия закончилась, и мы скоро умрем здесь с голоду!
Озлобленная толпа криками поддержала Навала, но Халев воскликнул:
– Но ведь наш Бог – это Бог, творящий чудеса! Вспомните! Только месяц назад Он чудесным образом вывел нас из жестокого египетского плена! Он уничтожил армии фараона в Чермном море. Он, несомненно…
Но люди ни в какую не хотели слушать и верить! И вскоре народ со всего стана толпами повалил к шатру Моисея, дерзко сетуя на него и на Аарона. Протолкнувшись вперед, Навал выкрикнул в лицо Моисею:
– 3ачем ты привел нас в эту пустыню? Чтобы уморить нас голодом? Если нам было суждено погибнуть, уж лучше бы это случилось у котлов с мясом в Египте. По крайней мере, там мы были бы сыты! А что мы будем есть теперь, Моисей?!”
Господь слышал этот ропот и сетования, и очень огорчился по поводу того, что у людей было так мало веры! Он обещал привести их в землю обетованную, а они не верили Его обещаниям! Они не верили, что Он мог дать им пищу, и хотели вернуться в Египет, предпочитая вновь стать рабами, но жить в “безопасности”! И даже умереть там!
Тем не менее, Господь знал, что вид этой бесплодной пустыни действовал на них угнетающе, поэтому Он милостиво не обратил внимания на сетования и сомнения людей – на этот раз – и сказал Моисею: “Вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом, который Я пошлю вам с неба”.
И сказали Моисей и Аарон израильтянам:
– Вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской. Это придумали не я и Аарон! Господь услышал ваш ропот, и Он пошлет вам мясо и хлеб. Вы ропщете на Господа, а не на нас, ибо кто такие мы с Аароном?
И точно! В тот же вечер сильным ветром принесло столько перепелов, что они покрыли всю землю! Теперь у миллионов сынов Израилевых хватило бы мяса на несколько дней! Но самое большое чудо произошло ночью. Пока все спали в прохладе ночи, на землю опустился туман в виде росы. Когда же утром она испарилась, то оказалось, что песок и камни пустыни покрыты тонким слоем какого-то белого вещества, напоминавшего не то иней, не то хлопья снега! Глядя на это, евреи спрашивали друг друга: “Манна? Манна?”, что означает “Что это?”.
Моисей ответил:
– Это – хлеб, который Господь дал вам в пищу! А теперь собирайте его, пока не взошло солнце и не растопило его своими лучами! Пусть каждая семья возьмет себе столько, чтобы на каждого пришлось по 2 гомора на день. Вы можете печь или варить его, как хотите.
Люди ходили и собирали тонкие круглые хлопья манны, пока каждый не набрал себе вдоволь. Потом они разносили ее по шатрам и пекли. Одни мололи ее в жерновах, другие толкли в ступе. Затем они пекли из нее небольшие плоские лепешки.
Навал сказал своей жене:
– Это самая вкусная пища, которую я когда-либо ел! Она по вкусу напоминает лепешку с медом, только еще лучше.
– Да, – ответила та. – Кажется, что она приготовлена на свежем оливковом масле, с приправой из кориандра, которую могут себе позволить лишь богатые египтяне!
Вошел Халев. Он тоже жевал лепешку из манны.
– Я говорил тебе, что Господь позаботится о нас, – заметил Халев. – Он не только приведет нас в землю обетованную, как обещал, но и позаботится о том, чтобы на всем нашем пути туда мы могли питаться самым прекрасным на земле хлебом! Хлебом с неба, пищей Ангелов!
Почти целый год люди не жаловались на пищу, поскольку манна была очень вкусной и сытной, и, кроме того, они знали, каким чудесным образом Господь послал ее им! Но когда они пришли в Киброт-Гаттааву, опять начались жалобы. Сперва они начались среди пришельцев, египтян, вышедших из Египта вместе с евреями. Они привыкли есть много мяса, и стали жаловаться, что им его недостаточно. Вскоре ропот распространился по всему стану, и уже все израильтяне жаловались, что им мало мяса! Потом начались перечисления всего того, чего у них еще не было!
Навал мгновенно подключился к причитающим, но Халев сказал ему:
– Навал, ты просто жаден. Ведь мы едим мясо время от времени! У нас есть и коровы и бараны…
– Да, есть, но мы забиваем их очень редко! – возразил Навал. – Лично мне этого мяса не хватает. Может Бог устроить нам пир в пустыне? Он дал нам хлеб, но может ли он дать нам мяса? Что-то сомневаюсь! А если может, почему бы Ему не послать нам еще раз тех вкусных перепелов, которых Он дал нам тогда в Елиме?
Весь стан буквально захлестнуло волной ропота и брюзжания, так что в конечном итоге все стояли перед шатрами, жалуясь и причитая.
– Кто накормит нас мясом? – причитали люди. – Мы помним рыбу, которую ели в Египте, огурцы и дыни, репчатый лук и чеснок!
Они даже начали выражать недовольство по поводу небесного хлеба!
– А ныне душа наша изнывает, – плакали они. – Господь ничего не дает нам, кроме этой… ужасной манны! Насколько же лучше нам было в Египте!
Господь услышал их, и на этот раз сильно разгневался. Он повелел Моисею: “Скажи народу: так как вы плакали вслух Господа и говорили: “Кто накормит нас мясом?”, Я дам вам мясо и будете есть. Завтра Я дам вам мясо, и вы будете его есть целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы возроптали против воли Господа, и плакали перед Ним, говоря: “Для чего нам было выходить из Египта?”.
Вечером поднял Господь ветер с востока, и над израильским станом разразилась настоящая буря. А потом случилось чудо! Миллионы перепелов, перелетающих через залив Акавы, подхватило ветром и принесло прямо в стан израильтян. Как говорится в Псалме 77:27-28, Бог “как пыль, одождил на них мясо, и, как песок морской, птиц пернатых; поверг их среди стана их, около жилищ их”.
На многие мили вокруг стана земля была покрыта перепелами. И весь день, и всю ночь, и весь следующий день народ собирал перепелов. Птица покрывала землю в таком изобилии, что даже тем, кто собрал меньше всех, удалось наполнить доверху 100 сосудов! Вечером в лагере зажглось множество костров, так как все принялись готовить себе мясную пищу. Этих перепелов могло бы хватить на месяц, но многие, точно обезумев, с жадностью набрасывались на птицу, поедая ее одну за другой, пока, наконец, не пресытились до тошноты и отвращения.
В тот вечер Навал радостно хихикал, причмокивая губами и проглатывая перепела, кусок за куском. Но на следующее утро он, как и многие тысячи ему подобных, был мертв! Библия говорит:
“И они ели и пресытились: и желаемое ими дал им. Гнев Божий пришел на них, убил тучных их”. “И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава (гробы прихоти); ибо там похоронили прихотливый народ” (Псалом 77:29-31; Числа 11:33-34).
ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
(1) Жаловаться и роптать весьма свойственно человеческой натуре. Люди легко поддаются искушению “поплакаться” о себе, но это ни в коей мере не оправдывает эти пороки. Ропот в глазах Бога является непростительным грехом. Недовольство, ропот, жалобы, ворчание Он ненавидит практически больше всех других пороков.
(2) Сыны Израилевы действительно столкнулись с трудностями, но не это было подлинной причиной их ропота. Подлинной причиной было их неверие! Они не верили, что Бог поможет им преодолеть все трудности. (См. Псалом 77:19-22, 32.) Ропот – это голос сомнения, в то время как восхваление – это голос веры. Поэтому, в каком бы трудном положении ты ни оказался, если у тебя есть вера, и ты не сомневаешься, что Бог поможет тебе выбраться из него, ты не станешь ворчать.
(3) Легко критиковать сынов Израилевых за то, что они возроптали на пищу в пустыне Син, но давайте вспомним, как часто мы сами не выдерживаем гораздо более легких и менее важных испытаний и начинаем жаловаться; так что у нас нет права критиковать других. Единственное, что нам остается – это бояться Бога и учиться на ошибках других! (См. К Римлянам 11:20-22)
(4) Некоторые проблемы вызывали у израильтян вполне законное беспокойство: например, что они должны были есть. Даже желание получить больше мяса само по себе не являлось проступком! Потому что Бог, несомненно, мог выполнить это желание! Дело вот в чем: даже если твои потребности вполне обоснованны – или, по крайней мере, ты так считаешь, – это никак не оправдывает твое нытье в надежде заполучить что-то, или бурчание себе под нос по этому поводу, если Господь решает не давать тебе этого! “Все делайте без ропота и сомнения” (К Филиппийцам 2:14).
Многое зависит от того, что побуждает тебя просить это, а также от того, как ты просишь. Если ты просишь с верой, смирением и благодарностью, это одно, а если ты требуешь, настаиваешь, жалуешься, говоришь всем “как плохо с тобой обходятся”, то это совсем другое!
(5) Иногда мы просто не можем получить всего, чего хотим, и нам нужно учиться довольствоваться тем, что мы имеем! (См. к Филиппийцам 4:11) Учиться быть счастливым не только тогда, когда все наши запросы полностью удовлетворяются, но бодро продолжать следовать за Иисусом и славить Господа за то, что имеем, несмотря на трудности и лишения. “За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе” (1-е Фессалоникийцам 5:18).
До тех пор пока ты думаешь о Священном Писании и о Господе, пока у тебя на устах песня или хвала Ему, тогда ты не сможешь жаловаться и ворчать, как тебе плохо. Иногда некоторые неприятности случаются, чтобы научить нас благодарить Бога за то, что они не происходят постоянно! Не всегда можно делать все, что хочешь и иметь все, что хочешь, потому что если бы все было так, ты бы этого не ценил.
(6) Манна, которую Господь послал евреям, была очень вкусной и сытной, так что им, если разобраться, и не нужно было мясо, однако они все равно требовали его, и Господь дал им перепелов, и они ели, пока им не стало плохо! “И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их” (Псалом 105:15). Иногда, если мы на чем-то настаиваем, если требуем чего-то: “Боже, мне действительно это нужно! Дай!“, – Он может дать нам то, что мы так просим, чтобы проучить нас и показать, что в этом для нас не было ничего хорошего.
Хотя ты и получишь то, чего так сильно хотел, в сердце все равно останется чувство пустоты! Потому что тогда ты поставишь что-то другое выше Господа и Его воли, а это грех! Если желаешь чего-то и стремишься к этому больше, чем к Господу и к исполнению Его воли, то теряешь связь с Богом. (См. Иакова 4:3; Псалом 36:4, 105:15.)
(7) “Хлеб ангельский ел человек” (Псалом 77:25), и все равно люди оставались неблагодарными и продолжали жаловаться! Когда люди ропщут, брюзжат и жалуются на то, что чего-то не имеют, вместо того, чтобы выразить благодарность за то, что они имеют, то Бог не расположен давать им вообще. Он даже частенько забирает у нас те блага, которые мы не ценим! И только тогда мы начинаем понимать, что потеряли!
(8) Сколько бы Бог ни делал для некоторых людей, они никогда не будут счастливы или довольны. Некоторые умудряются найти повод для жалоб и критики в любой ситуации! Единственное, чему радуются такие люди, – это возможности выразить свое недовольство! Но если благодарить Бога за каждый Его дар, где же тогда взять время на нытье и жалобы?
(9) Когда в Елиме люди обвиняли Моисея во всех своих бедах, то на самом деле, как сказал Моисей, они обвиняли Бога. Многие знают, что им не следует обвинять в чем-то Бога, поэтому они обвиняют вместо Него своих вождей и руководителей. Но когда речь идет о деле Божьем, тогда такие вожди являются Божьими людьми, и обвинять их все равно что обвинять Самого Бога.
(10) В Киброт-Гаттааве сначала было совсем немного недовольных, но очень скоро к ним присоединились миллионы евреев. Вот что происходит, когда подсказанные врагом сомнения и страхи облекаются в слова, и эта ложь распространяется повсюду. Происходит нечто прямо противоположное тому, когда свидетельствуют об истине и слове Божьем! Здесь же люди становятся подавленными и угнетенными, ими овладевают сомнения и страхи и, наконец, они начинают жаловаться и роптать. Поэтому никогда не следует распространять внушенную дьяволом ложь, делясь с другими своими сомнениями. “Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя” (1 Коринфянам 10:10).
(11) Недовольный всегда сначала начинает роптать в сердце, вот почему, в конце концов, его ропот выливается в словах. “Ибо от избытка сердца говорят уста “ (от Матфея 12:34). А ты являешься проводником дьявольской лжи, давая в своем сердце пристанище недовольству и ропоту? Будь осторожен! Это очень заразная дьявольская болезнь, которая может отравить все Божье дело, ведь “малая закваска заквашивает все тесто” (к Галатам 5:9). Ропот – это голос врага, сомнения сеют раздоры между братьями, что противно Богу (см. Притчи 6:16-19). Вот почему Господь так ненавидит ропот.
В послании к Евреям 12:15 содержится предостережение, чтобы “горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие”. Один маленький горький корешок недовольства, если от него не избавиться в самом начале, может прорасти в твоем сердце и через твои уста смутить и осквернить многих. Поэтому не давай в сердце места горечи и ропоту! Аминь?
(12) Недовольство не зависит от внешних обстоятельств – это состояние ума и сердца. Сердце, в котором поселились сомнения, ропщет по любому поводу, но сердце, в котором живет вера, всегда славит Господа. Да поможет нам Бог всегда быть бодрыми и безропотно следовать по Его пути! Что бы ни случилось, не поддавайся дьяволу и не сей вокруг недовольство и сомнения!