САД КАИНА

Драматизированное изложение 4-й главы книги Бытия.

 

Действие происходит на заре цивилизации, в самый ранний ее период. Мир был молод, девственен и прекрасен. На востоке, из-за дальних холмов начинало подниматься яркое красное солнце. Холодый туман нависал над полями и лесами, омывая росой пышную растительность. Но в самом центре всей этой первобытной дикой красоты грозная тень греха блуждала в сердце человека!

Прошло уже 130 лет со времени Сотворения земли (Бытие 4:25, 5:3). Адам и Ева, изгнанные из Сада Эдема, зажили простой крестьянской жизнью. У них родилось много детей. Их старшими сыновьями, рожденными вскоре после того, как они ушли из Сада Эдема, были Каин и Авель. Каин, их первенец, усердно трудился, обрабатывая землю, а Авель заботился о принадлежавшем семье стаде.

Их первым поселением были всего несколько грубых жилищ из кирпичей, слепленных из глины и высушенных на солнце. В центре был большой дом, рядом – загон для овец и несколько других домов, поменьше. За домами далеко раскинулся огромный сад, а за ним – богатое поле пшеницы, золотящейся в первых лучах утреннего солнца.

Солнце медленно поднималось все выше и выше, разгоняя утренний туман, и вскоре Каин был уже на пшеничном поле с острым серпом. Все утро, пока Авель пас своих овец на вершине соседнего холма, Каин работал на жатве урожая.

К полудню небольшое поле было убрано, и Каин, потный и грязный от работы, пошел по тропе в сторону большого дома. Ева и некоторые из его младших братьев и сестер взбивали масло и готовили на каменном очаге обед.

Каин обливался холодной водой, когда Авель пришел с полей, положил свой пастуший посох и помыл руки. Вытирая свое мускулистое, загорелое тело, Каин усмехнулся: “Хорошо тебе было сегоня сидеть там в тени, Авель? Когда же ты, для разнообразия, наконец займешься какой-нибуь полезной тяжелой работой?”

Авель кротко ответил: “Моя работа, может быть, не так тяжела, как твоя, но я должен быть там, чтобы пасти стадо и заботиться о нем, и я использовал это время, чтобы помолиться Господу, и…”

Каин рассмеялся: “Ты это называешь работой?! Ха! Если ты в самом деле хочешь повиноваться Богу и угодить Ему, попробуй целый день убирать зерно или мотыжить и копать в моем саду! Разве ты не помнишь, что Господь заповедал отцу, выпроваживая его из Сада? “Господь Бог выслал его из Сада Эдема, чтобы обрабатывать землю (Бытие 3:23) Верно? Не сидеть без дела, уставившись на овец!

И ты нарушаешь еще одну из прямых заповедей Бога! Он сказал – я цитирую: “В поте лица будешь ты добывать хлеб” (Бытие 3:19). Я обливаюсь потом, но не могу припомнить, чтобы ты был в поту от тяжелой работы, когда ты приходил есть!”

Ева остановилась на минуту и повернулась, чтобы послушать. “Каин, – с упреком сказала она. – Твой отец и я ценим твою тяжелую работу, но если бы твой брат не заботился о стаде, у нас не было бы ни молока, ни масла, ни сыра, ни теплых шерстяных одеял, чтобы накрываться холодными ночами, ни даже одежды”.

“Да, мама, – пробормотал Каин сквозь зубы. – Ты, наверное, права. Он не совсем бесполезен”. Он бросил свое полотенце рядом на ограду и, в последний раз презрительно взглянув на брата, пошел в сторону садов, за которыми он годами так много ухаживал изо дня  в день.

Его грудь распирало от гордости, когда он проходил между рядами зелени, о которой так усердно заботился. “Какой прекрасный результат тяжелой работы! – говорил он, глядя вокруг.  – Работы моих рук!” Справа от него большие зрелые дыни, огурцы и тыквы лежали безупречными рядами, дозревая под сенью фиговых деревьев и финиковых пальм. Слева от него были бобы и помидоры, и несметное число других спелых овощей и фруктов.

“Бог, может быть, проклял землю из-за грехов моего отца и моей матери, но, глядя на мой сад, этого не скажешь! – ухмыльнулся он. – Благодаря моей усердной заботе, он воистину благословлен!” (Бытие 3:17,18). Вдруг его посетило вдохновение: “А, да! – подумал он. – Это было бы великолепно!” Оставив своей сад, он вернулся в дом, где все сидели за столом и ели. “Бог так благословил мою тяжелую работу, – объявил он, – что я решил сегодня сделать Ему жертвоприношение!”

“Отличная мысль, – сказал отец Адам. – Тебе действительно есть за что благодарить Бога”. “Отец, – с уважением сказал Авель. – Я бы тоже хотел принести Господу жертву, потому что Он сохранил невредимым и увеличил наше стадо, так что у нас в изобилии есть и молоко, и сыр, и шерсть”.

“Да, конечно, я думаю, сейчас для вас обоих самое подходящее время показать Ему вашу благодарность. Я уверен, что Господу будет приятно, если вы оба принесете Ему ягненка”.

Ягненка?! – возразил, широко раскрыв глаза от изумления, Каин. Авель может принести ягненка, если хочет, а меня Бог благословил плодами земли и зерном!” “Да, я это понимаю, сын, – спокойно ответил Адам. – Но, как ты знаешь, Господь всегда требует от нас принесения в жертву ягненка, чтобы показать не только нашу любовь и благодарность за Его заботу и обеспечение всех наших нужд, но и нашу зависимость от Его милосердия. Все мы согрешили и заслуживаем смерти, но если мы повинуемся Ему и приносим в жертву ягненка, то Он, в Своем милосердии, нас прощает”.

“Хорошо, но я-то не грешил! – сказал Каин, сверкая глазами. – Я повинуюсь Господу и работаю очень усердно! Кроме того, у меня нет ягнят!”

Ева мягко предложила: “Ну, может быть, твой брат Авель даст тебе одного из своих ягнят в обмен на несколько твоих…” Каин в гневе выскочил из-за стола. “Нет! – закричал он, стиснув зубы. – Мое поле, мой садвот где я трудился, где я потел, обрабатывая землю, как заповедал Бог, так что это я и принесу Ему в жертву!”

В этот день Каин построил перед домом каменный жертвенник. Он навалил на него сверху сухих дров, затем демонстративно нагромоздил поверх них тыквы и дыни, а также несколько снопов зерна и корзины разных фруктов и овощей.

Злобно наблюдал он, как брат Авель построил маленький незамысловатый жертвенник из камня на склоне близлежащего холма. Авель спокойно связал маленького ягненка, одного из первенцев своего стада, и положил его осторожно на дрова поверх алтаря. Затем он произнес молитву: “Господи, я благодарю Тебя за Твои милости, новые каждое утро. Спасибо Тебе за Твою заботу и защиту, за то, что Ты нас обеспечиваешь, и…” Опустившись на колени, он заплакал. “Спасибо Тебе за то, что ты любишь нас и прощаешь наши грехи!”

Затем он встал и, взяв в руки нож, принес своего ягненка в жертву Господу. Он поджег дрова на алтаре, и вскоре сладкий, пряный запах стал подниматься к небу тонким столбом. Это был дар благодарности кроткого, послушного сердца, и Господу было приятно.

Держа в руке горящий факел, Каин в злобе стал молиться, громко, чтобы все вокруг слышали: “О святой и праведный Бог, вознаграждающий тех, кто Тебе повинуется и трудится честно в меру своих сил и способностей! Взгляни на плоды моих трудов и возрадуйся!” И он бросил факел в хворост! Гордо стоял он позади и наблюдал, как разгорался огонь, но был удивлен, увидев черное облако, поднимавшееся от горящих овощей. Ветер подул в другую сторону, и дым вдруг пошел на него едко пахнущими черными клубами. Ясно, что Господу приятно не было!

Кашляя и отмахиваясь от удушающего дыма, Каин в ярости зашагал к полям. Прошло много времени, прежде чем он достаточно успокоился, чтобы спросить Господа, почему Он отверг его приношение. Внезапно спокойный, властный Голос сказал ему:

“Каин, почему ты гневишься? Почему печаль на твоем лице? Если ты делаешь то, что праведно, разве ты не будешь принят? Но если ты не делаешь то, что праведно, то грех стучит в твою дверь и жаждет захватить тебя!”

Каин не отвечал. Вместо этого он сжал кулаки и насупился в уродливом оскале. Медленно, зловеще побрел он к дому и подошел к месту, где Авель только что закончил молитву перед своим алтарем.

Каин стоял, возвышаясь над ним, с мотыгой в руке. “Авель, – сказал он спокойным, уравновешенным тоном. – Пойдем на поле. Я хочу с тобой поговорить”. Удивленный, Авель поднял глаза. “Конечно, пойдем”, – сказал он, вставая на ноги. Братья медленно взошли вместе на соседний свежевспаханный холм; из дома их видеть уже не могли.

Неожиданно Каин, занеся мотыгу над головой, изо всех сил поразил Авеля!

Дело было сделано! С минуту он смотрел на безжизненное тело своего брата, затем начал лихорадочно копать ему могилу. Он бросил в нее труп Авеля и засыпал его землей. Только тогда он заметил, что его руки были запачканы кровью брата! Он бросил мотыгу и помчался по полю к овечьей канаве с водой, чтобы смыть следы своего преступления.

Внезапно суровый голос Господа пригвоздил его к месту: “Каин! Где твой брат Авель?”

Каин вызывающе парировал: “Не знаю! Что я, страж моему брату?”

В Голосе зазвучали гневные нотки: “Каин, что ты сделал? Кровь твоего брата взывает ко Мне из земли! Теперь на тебе будет проклятие, и ты будешь изгнан с земли, отверзшей свое чрево, чтобы поглотить кровь твоего брата от твоей руки! Когда ты будешь обрабатывать землю, она больше не будет давать тебе обильных урожаев! Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле!”

После этого Господь изгнал Каина от лица Своего, и тот, взяв с собой жену, бежал в сгущающийся сумрак ночи, на восток, через равнину, в сторону пустынной земли Нод.

 

ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ:

(Примечание: мы знаем, что у Адама и Евы были в то время и другие дети, потому что Ева была “матерью всех живущих”. Так что жена Каина должна была быть одной из его сестер, а мужчины, от которых он бежал, как изгнанник, были его другие братья (Бытие 3:20; 4:14,17).)

(1) Каин был религиозен, очень религиозен. Он даже приносил жертвы Богу и претендовал на то, что Ему поклоняется, но, как и многие другие очень “религиозные” люди, с тех времен и до наших дней, он верил, что был праведен сам по себе и мог заработать Спасение лишь с небольшой помощью Бога. Многие претендуют на набожность и зависимость от Бога в Спасении, но так усердно трудятся, стремясь заработать его, что полагают, что они его уже заслужили, с помощью ли Бога, или без нее. Но Послание к Ефесянам 2:8,9 гласит: “Ибо благодатию (незаслуженной милостью) вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился” (см. также Римлянам 11:6).

“Авель принес Богу более ценное приношение, чем Каин” (Евреям 11:4), потому что тем, что он делал, он показывал, что вверял свое спасение одному Богу. Он знал, что только Бог праведен, и потому полагался всецело на Божью милость и всепрощение (Римлянам 7:18, Титу 3:5).

(2) С самого начала Господь уточняет, что жертва за грехи должна быть жертвой крови, крови ягненка (агнца) (Бытие 22:7). Иисус, Божий Сын, был последней жертвой –Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира” (от Иоанна 1:29). Иисус умер и пролил Свою кровь, чтобы спасти нас от наших грехов. Иисус – это  единственный путь к спасению! Не нашими собственными попытками быть “праведными” путем соблюдения законов религии, но Божьей любящей милостью и прощением (см. Галатам 2:21).

(3) Подобно Каину, многие из так называемых “добрых” людей самоправедны, безжалостны, озлоблены, исполнены ненависти и не прощают своим ближним, но, тем не менее, утверждают, что они любят Бога. Но Божье Слово гласит: “Если кто скажет, “Я люблю Бога”, но ненавидит своего брата, он лжец: всякий ненавидящий своего брата есть человекоубийца и пребывает в смерти (1-е Иоанна 3:11-15; 4:20). Иисус предупреждал, что если мы ненавидим своего брата, то Бог не услышит наших молитв и не вознаградит нас за нашу усердную работу и наши жертвоприношения (Псалом 66:18, от Матфея 5:23,24). Без любви все наши “добрые дела” не имеют вовсе никакого значения (1-е Коринфянам 13:3).

(4) Библия говорит нам, что Каин убил Авеля, “потому что дела его были злы, а дела брата его были праведны” (1-е Иоанна 3:12). Почему Бог считал дела Авеля праведными? Потому что он кротко повиновался Богу и показывал, что полностью полагался на Него! Это сделало усердно работавшего и старавшегося заслужить свое собственное Спасение Каина таким глупцом, что он убил человека, чья простая вера в Бога разоблачила его! Это было началом преследований тех, кто истинно поклоняется Богу, со стороны лицемерных религиозников; началом преследований, которые продолжались на протяжении всех веков и продолжаются до сих пор! (См. от Иоанна 16:2,3, Галатам 4:29).

 

Молитва: Господь Иисус, я знаю, что я недостаточно хорош или праведен, чтобы заслужить свое спасение. Поэтому я благодарю Тебя, что Ты возлюбил меня настолько, что умер на кресте за мои грехи, чтобы я мог быть спасен. Помоги мне полагаться всецело на Твое милосердие и прощение. Во имя Иисуса. Аминь.

 

Copyright © 1998 by The Family

Оставить комментарий

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные для заполнения поля помечены *

Вы можете использовать следующие HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

очиститьОтправить