Это было в конце октября, и в воздухе все еще чувствовался запах дождя. На чистокровном белом арабском скакуне, окруженный вооруженными слугами, Иов поднялся на вершину холма и оглядел широкие поля, простиравшиеся насколько хватало глаз. Среди всех `мужей Востока” не было никого сильнее или богаче Иова, ибо ему принадлежали самые богатые земли во всей земле Уц.

Старый бородатый слуга указал туда, где сотни рабов пахали за упряжками быков. `Дожди пришли как раз во время, чтобы смягчить твердую, сухую землю, о господин, – сказал он. – И все 500 твоих быков теперь пашут! А на полях рядом пасутся твои 500 ослов”.

`Хорошо, очень хорошо! – ответил Иов. – А как насчет овец, Шейкар?” – спросил он.

`Прошлой ночью мы закончили перегонять все 7000 на твои зимние пастбища, мой господин! – Ответил, широко улыбаясь, Шейкар.

`А как верблюды?”

`Очень хорошо, господин. У тебя лучшие верблюды во всем мире! Да, и множество торговцев из далекого Вавилона расположились станом неподалеку, они хотят купить 100 верблюдов”.

`Если я продам 100 верблюдов, сколько у меня останется?” – спросил Иов.

`О, у тебя не будет недостатка, мой господин! Ибо у тебя все еще останется 2900! Воистину, Господь щедро благословил тебя!”

Иов важно выпрямился в седле. `Да, воистину! Я верно служу Ему так много лет и делаю то, что Ему угодно, что Он защищает мои владения и дает мне великое процветание!

А теперь поехали, отправимся в город. У меня там есть дело!” – сказал Иов.

Через час показались высокие стены города, и отряд Иова подъехал к Южным воротам. Внутри города вдоль стен тянулись лавки торговцев, и сотни жителей толпились на людном базаре.

Сойдя с коня, Иов направился в тень огромных каменных ворот, где все старейшины города собрались и что-то горячо обсуждали.

Когда Иов сел на свое почетное место, все старейшины, знать и старцы города с уважением поднялись со своих мест. Князь Завдуель, говоривший до этого, остановился на середине фразы и приложил руку ко рту, ибо даже князь не мог без разрешения говорить в присутствии Иова! (Иов 29:7-10.)

`Что случилось?” – спросил Иов.

Князь Завдуель указал на торговца и старую женщину, которые стояли перед собранием старцев, и сказал: `Этот человек пришел к нам за судом. Эта вдова у него в долгу, и он требует, чтобы она, в качестве платы, отдала ему в рабы двух своих сыновей”.

Увидев Иова, старуха бросилась вперед и упала ему в ноги, восклицая: `Мой господин, если он заберет двух моих сыновей, я останусь без гроша и без еды! Пожалуйста, помоги мне!” Все в собрании смотрели на Иова, в полном молчалии ожидая, как он решит дело (Иов 29:21-25).

Иов оглядел старейшин и, поднимаясь со своего места, сказал: `Отдайте этой женщине ее сыновей. Ее долг заплачу я!” Он снял с руки литой золотой браслет и бросил его в пыль к ногам торговца! `Этого, должно быть, более, чем достаточно!” – сказал он строго. Быстро подобрав браслет, торговец скрылся в толпе, и все старейшины начали удивленно перешептываться, хваля праведный суд и щедрость Иова!

Когда Иов выходил из Ворот, к нему подошел один из его сыновей и сказал: `Отец, сегодня вечером все мои братья и сестры будут пировать в моем доме! Я прошу тебя, пожалуйста, приходи!”

Иов ответил: `Сын, устраивай свой пир! Но такому человеку, как я, вряд ли пристало идти на юношескую пирушку”.

В тот вечер, когда Иов сидел со своей женой за обедом, который подавали двенадцать слуг, в просторную палату вошел охранник дома. `Мой господин, – сказал он. – У ворот 15 нищих. Велить им уйти?”

Иов гневно возразил: `Ни в коем случае! Пусть никогда не услышат во всей земле Уц, что бедных без помощи отослали от ворот Иова! Пусть лучше мою правую руку оторвут от плеча!” Поднимаясь из-за стола, Иов сам сошел к воротам вместе со своими слугами, чтобы посмотреть (Иов 31:16-19,22).

Вперед выступил старик и сказал: `Помоги нам, о добрый хозяин! Много месяцев назад кочевники-савеяне увели все наши стада и унесли все, что у нас было. С тех пор корни можжевельника – наша еда, а скалы и пещеры – наш дом! Мы страдаем от дождя и холода! Мы работали изо день в день, без гроша и без одежды на полях и в оливковых садах твоих соседей, но все равно голодаем! Пожалуйста, помоги нам!” (Иов 24:2-12; 30:37).

Иов с жалостью посмотрел на оборванного, грязного старика. Перед ним стоял человек, которого он бы даже не нанял качестве сторожевого пса, чтобы охранять стада! (Иов 30:1.) И все же… `Итак! Мои соседи вас не накормили?! Тогда это сделаю я!” – объявил Иов.

Он тут же приказал своим слугам дать замерзшим, жмущимся друг к другу нищим теплую одежду и одеяла. Затем он распорядился о том, чтобы его слуги вынесли этим бедным часть его собственного обеда (Иов 31:6-22,31-32).

Иов был очень доволен собой и хорошо спал в ту ночь, но на следующее утро он заволновался. Он думал о своих сыновьях и дочерях, которые пировали и пили, и с беспокойством спрашивал себя: `Что если прошлой ночью они захмелели и прокляли Бога в сердцах своих или согрешили?”

Он немедленно взял десять ягнят и принес их в жертву Господу. `Пожалуйста, прости моих детей, если они согрешили!” – молился он. В следующие несколько дней, когда сыновья и дочери Иова продолжали свои пиршества, Иов каждый день рано утром не переставал возносить за них молитвы и всесожжения (Иов 1:45).

 

* * *

Высоко и далеко-далеко над пыльными равнинами и горами земли Уц, в неописуемо прекрасном Царстве за пределами человеческого взгляда, происходила весьма необычная сцена.

Сыны Божии, Ангелы, великие в своей мощи и великолепной славе, представали перед троном Бога. Неожиданно ангел-вестник провозгласил: `О Господь Бог, cатана просит, чтобы Ты принял Его!” Прекрасно зная, зачем дьявол пришел, Господь дал ему разрешение войти, и вскоре темная фигура проковыляла через сияющее море Стекла к Его трону (Иов 1:6).

`Думал ли ты о рабе Моем Иове? – бросил ему вызов Господь. – На всей Земле нет подобного ему; он добр и справедлив, человек богобоязненный и удаляющийся от зла!”

`Разве даром богобоязнен Иов? – усмехнулся дьявол. – Не оградил ли ты кругом ангелов его, его дом и все, что он имеет? Ты благословил его, и его отары и стада распространяются по всей земле Уц! Но порази все, что у него есть, и он проклянет Тебя в лицо!”

Господь ответил: `Хорошо, убедись сам. Все, что он имеет, в твоих руках. Но самого Иова и пальцем не тронь!”

Тогда сатана отошел от лица Господа и сошел в бесплодные арабские пустыни. Вскоре он превратил пустынный ветер в `пыльного беса”, а затем – в ревущую песчаную бурю, несущуюся по бесплодным скалам и песку к земле Уц.

К востоку от земли Уц, в стане вавилонских торговцев, шла хмельная пирушка. `Зачем нам покупать 100 верблюдов Иова? – прокричал предводитель каравана. – Смотрите! Мы вооружены! Мы можем вместо этого увести их всех!”

В пустыне к юго-востоку пробудился стан савеян-кочевников. `По коням! – прокричал своим людям Раз-Хуид, и в его глазах блестнул огонь. – Мы давно надеялись напасть на богатые земли Иова, и теперь это время настало!” Кочевники бросились седлать своих коней, и вскоре раздался оглушительный шум – сотни всадников-дикарей на огромной скорости понеслись через пустынные солончаки к земле Уц. На следующий день к вечеру они въехали на холм, с которого были видны поля, где быки Иова заканчивали пахоту.

`Вскоре пронесется страшный пустынный ветер! – произнес Раз-Хуид, наблюдая, как небо становится темным и грозным. – Но мы уйдем задолго до того, как он придет сюда!” Он вынул из ножен свою сверкающую саблю, взмахнул ею высоко над головой и прокричал: `Вперед!”

В тот вечер Иов сидел в своем доме с женой, наслаждаясь едой. Когда он обедал, в глубине зала его служанки тихо играли на лире и флейте.

Неожиданно в обеденный зал ворвался вестник! Его одежда была изорвана, рана на руке кровоточила. Задыхаясь, он произнес: `Мой господин Иов, быки пахали, и ослы паслись рядом, когда неожиданно напали савеяне и увели их всех! Они поразили мечем всех твоих рабов, я один остался в живых!”

В ужасе, не веря своим ушам, Иов быстро поднялся на ноги; по его просьбе, вестник рассказал, что случилось. Когда он еще говорил, в зал неожиданно ворвался еще один слуга. Его одежда и волосы были опалены, он воскликнул: `Господин! Огонь упал с небес и сжег овец и всех твоих рабов, которые пасли их! Это было ужасно! Я один остался в живых!”

Когда он еще говорил, в зал, шатаясь, вошел еще один вестник и сказал: `Торговцы из Вавилона расположились тремя вооруженными отрядами, напали на твоих верблюдов и увели все 3000! Они убили всех твоих рабов! Я один остался в живых!”

Иов, пораженный, упал назад в кресло! Но самая страшная весть еще не пришла! Последний вестник вбежал в комнату, рыдая, бросился к ногам Иова и сказал: `Твои сыновья и дочери пировали в доме старшего брата, когда вдруг из пустыни принеслась сильная буря и ударила в дом! Дом упал на них, и все погибли! Я один остался в живых!”

Когда Иов услышал это, он застонал, встал и разорвал на себе богато украшенную верхнюю одежду сверху донизу! Всю ночь он провел без сна, шагая взад и вперед по своему особняку. Горе разрывало его! Ему остался только пустой дом! Его богатство, его рабы, даже его дети… все пропало!

Но дьявол еще не оставлял его в покое. Всего через несколько дней он получил от Господа разрешение и далее испытать Иова, и поразил его болезненными, гноящимися чириями от подошв ног по самое темя!

Иов чувствовал себя несчастнее любого человека на земле; он нашел за своим домом кучу пепла и опустился в нее. Подняв с земли осколок глиняного сосуда, он начал осторожно соскребать гной, сочившийся из его чириев. В конце концов даже его собственная жена с отвращением прокляла его и сказала: `Похули Бога и умри!” Но он, по крайней мере, отказался отречься от своей веры в Бога и ответил: `Даже если Он убьет меня, все равно буду Ему доверять!” Иными словами, `даже если Он меня не исцелит!”

Проходили дни, а Иов все сидел в куче пепла, устало скабля свои болезненные чирии и засохшие болячки. Его кожа потемнела и сходила слоями, его тело горело от лихорадки; один за другим, те немногие слуги, что оставались, покинули его. Его жена и все родственники презирали его, даже маленькие дети и самые грязные нищие избегали его, разве что порой они останавливались, насмехаясь и плюя на него (Иов 7:3; 19:13-20; 30:1,7-10,30).

У Иова было несколько очень богатых друзей в Эдоме и других соседних землях; услышав о его несчастье, они собрались и отправились в его имение в земле Уц. Как там все изменилось! Его обычно так хорошо ухоженные владения были безлюдны и начали разваливаться. Когда они увидели издалека Иова, сидящего в пепле, покрытого болячками и такого худого – только кожа да кости, – они с трудом его узнали! (Иов 2:11-13, 19:20.) Сойдя с верблюдов, они, плача, сели около него.

Семь дней и ночей они не говорили ни слова, ибо видели, что его горе велико. В конце концов Иов больше не мог сдержать своего отчаяния и разразился горькими жалобами на то, что его постигло такое великое несчастье! `То, чего я ужасался, постигло меня!” (Иов 3:1-14, 6:8-9, 10:1, 3:25).

Его друг, житель Эдома Елифаз Феманитянин, упрекнул его за жалобы на то, что Бог к нему несправедлив. `Может ли человек быть праведнее Бога? Или справедливее Творца своего?” – спросил он (Иов 4:17-18).

Но Иов уже не мог слушать советов и горько жаловался, что Бог наказывает его без причины, что он не сделал ничего дурного! (Иов 6:8-9.)

Вилдад Савхеянин, араб, возразил: `Долго ли ты будешь говорить так? Неужели Бог извращает суд?” (Иов 8:1-3).

Иов снова настаивал, что совершенно невиновен, но Софар Наамитянин, житель Северного Эдома, возразил: `Как ты можешь сказать Богу: “я чист в Твоих глазах?` Нет совершенно невиновных!” (Иов 11:4).

Иов саркастически ответил: `О, вы, несомненно, “те самые люди`, и когда вы умрете, мудрость уйдет с Земли! Но кто не знает того, что вы мне говорите? Я все это уже знаю! Вот что я вам скажу: все вы бесполезные доктора! Если бы вы молчали, для вас это было бы мудростью! Так что помолчите и дайте мне говорить!” И он снова стал говорить, что невиновен! (Иов 12:1-3, 13:4-5,13, 18:23.)

Елифаз ответил: `Но как ты можешь говорить, что совершенно невиновен? Что есть человек, чтобы он мог быть чистым или праведным?” (Иов 15:14).

Иов возразил, что Бог поступил с ним жестоко и нещадно, но, несмотря на несправедливость к нему Бога, он все-таки праведен, и его молитва чиста! (Иов 16:11-17.) `Знайте, что Бог поступил со мной несправедливо!” – жаловался он (Иов 19:6-11).

Софар сказал в ответ, что Иов, должно быть, согрешил, потому что Бог судит совершающих зло, а не добрых людей (Иов 20), но Иов ответил, что Бог часто позволяет злым избежать наказания за свои грехи, так что какой смысл служить Богу и пытаться быть добрым, если Он так поступает с праведными! (Иов 21:7-14, 34:9.)

Вилдад снова стал уговаривать Иова: `Как может человек быть праведным по сравнению с Богом?”

Но Иов резко возразил: `Как жив Бог, лишивший меня суда, я никогда не признаю, что вы правы! Доколе буду жить, не уступлю непорочности моей!” (Иов 25:4, 27:2-6).

И Иов стал доказывать: `Смотрите! Я спасал бедных, сирот и нищих, взывавших о помощи! Благодаря мне сердце вдовы пело от радости! Я облекался в правду, и она одевала меня; мой суд был как мантия и царский венец! Я был глазами слепому, ногами хромому и отцом для нищих! (Иов 29:12-17). Я поклялся, что никогда не взгляну на женщину с вожделением! – воскликнул он. – И я всегда справедливо обращался со своими слугами. Я не был жаден и корыстолюбив со всем моим великим богатством! Нет! О, если бы только Бог взвесил меня на весах правды, Он узнал бы, что я непорочен!” (Иов 31:1,6,9-10, 13-18, 24-25).

В конце концов, Библия говорит: `Те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был праведен в своих собственных глазах!” (Иов 32:1).

Было очевидно, что главной проблемой Иова была самоправедность, но три друга Иова этого до конца не поняли. Вместо этого, они были уверены, что Бог судил его, потому что он не был праведен, и что он наверняка совершил какое-то тяжелое преступление или несправедливость! (Иов 22:4-11.) Что на самом деле было не так, ибо Иов был очень `праведен” и делал много `добрых дел”. И Иов это знал! Почему они и не могли убедить его!

Молодой человек по имени Елиуй сидел поодаль и с уважением слушал, как три пожилых друга Иова спорят с ним; теперь же, ясно понимая, в чем дело, он рассердился на них, потому что они, хотя и не могли назвать законной причины для того, чтобы обвинить его, тем не менее критически его осуждали! (Иов 32:1-5.)

Елиуй рассердился и на Иова, `потому что он оправдывал себя, а не Бога“! (Иов 32:2.) `Обвиняя Бога в неправедности, – отчитывал Елиуй Иова. – Ты глупо приписал Богу вину за свои беды, точно так, как это бы сделал любой нечестивец! Иов, это ропот на Бога!” (Иов 34:7-9,36-37).

Обращаясь сначала к трем друзьям, а потом к Иову, Елиуй сказал: `Иов говорит, “я праведен, но Бог лишил меня справедливого суда!` Иов, ты думаешь, это правильно, что ты сказал, `моя праведность больше Божьей?” (Иов 34:5, 35:2).

Неожиданно, как только Елиуй закончил говорить, небо странно потемнело, и огромный вихрь двинулся по земле к ним! Заглушая зловещий рев ветра, из центра бури Голос Господа обатился к Иову: `Слова твои без смысла! Будет ли состязующийся с Богом исправлять Его?” (Иов 38:2, 39:32).

Напуганный до смерти, дрожа и заикаясь, Иов сказал: `Вот, я ничтожен! Как я могу тебе отвечать? Руку мою полагаю на уста мои и больше говорить не буду!” (Иов 40:35).

Господь продолжал: `Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой? Ты хочешь обвинить Меня, чтобы оправдать себя?” (Иов 40:3).

Иов ответил: `О Господь, без сомнения, я говорил о том, чего не разумел! Поэтому я презираю себя и раскаиваюсь в прахе и пепле! Прости меня!” (Иов 42:3,6).

Иов полностью раскаялся, понимая теперь, что его грехом была самоправедная гордыня, и три друга Иова были очень рады, что он, наконец, признался в каком-то грехе! Но теперь настала их очередь, и Господь отчитал их за то, как критически и ошибочно они обвиняли Иова, и сказал Иову, теперь раскаявшемуся и смиренному, чтобы он просил Его смилостивиться над ними! (Иов 42:7-10.)

После того как Иов помолился за своих друзей, Господь исцелил его и вскоре снова сделал его богатым и дал ему вдвое больше стад и владений, чем у него было прежде! У него родилось семь сыновей и три дочери, и он жил еще много, много лет – так долго, что увидел своих прапраправнуков!

 

ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ:

(1) Многие христиане не понимают, `почему Господь так плохо обошелся с Иовом”, и думают, что основной урок всей книги Иова – это его вера и великое терпение, несмотря на его, по их словам, `незаслуженные беды и страдания”. Ошибочно соглашаясь с жалобами Иова на то, что Бог поступил с ним несправедливо, они не понимают всего смысла этой книги!

(2) Почему же Бог все-таки позволил дьяволу причинить Иову страдания? (А) Чтобы испытать его веру, и (Б) чтобы смирить его, потому что до этого он был довольно горд своей собственной добродетелью и праведностью! Иов в конце концов понял, что он не был добр, и что добр только Бог, что его собственная праведность была в глазах Бога `запачканной одеждой” (Исаия 64:6), и что он должен целиком зависеть от Божьей милости!

(3) Некоторые думают, что Иов был все время прав, а его друзья неправы, потому что в книге Иова 42:7 Господь говорит: `Вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов”. Но Бог имеет здесь в виду раскаяние Иова! Потому что до этого Иов только и делал, что жаловался на Господа и обвинял Его в извращении суда!

(4) Одна из самых опасных вещей, которые кто-либо может сделать, это начать винить Бога, когда что-то не так, говоря: `Почему именно со мной все это происходит, Господь? Почему Ты так поступаешь со мной, когда я такой хороший?” Такой ропот – чистая самоправедность, и Бог ее не потерпит!

(5) Три друга Иова были правы во многих из своих обвинений! Они знали: что-то с ним не в порядке! И, как оказалось, у него был очень серьезный грех: самоправедность! Иов все время возражал, какой он хороший, а это уже само по себе – грех! Более того, худший из всех грехов!

(6) Книга Иова учит вере и терпению (Иакова 5:11), но, что важнее всего, основной урок, который она содержит, предупреждает против самоправедности! Грех Иова в том, что он был так уверен в своей собственной праведности и горд своим `совершенством”! Все мы часто становимся жертвами того же самого греха, но пусть мы, подобно Иову, усвоим, что только Бог праведен! `Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и это не от вас: Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился” (Ефесянам 2:8,9).

 

Copyright © 1998 by The Family

Оставить комментарий

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные для заполнения поля помечены *

Вы можете использовать следующие HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

очиститьОтправить