Где гнев, там и опасность!

Сказал во гневе слово

Я другу своему.

Ножом оно кольнуло,

Боль причинив ему.

Мы сможем это слово

Бездумное забыть,

Но будет эхо злобы

В воспоминаньях жить.

Один писатель-христианин рассказы­вает такую правдивую историю:

— В детстве у меня был вспыльчивый характер, из-за чего часто в порыве гнева я говорил и делал нехорошие вещи.

Однажды, после того, как я накричал на своего товарища, и он ушел домой в слезах, мой отец сказал, что за каждое необдуманное злое слово, сказанное мною, он будет забивать гвоздь в столб у наших ворот. А каждый раз, когда я буду проявлять терпение и говорить добрые и ласковые слова, он будет выдергивать по одному гвоздю. Прошло несколько месяцев. Каждый раз, открывая ворота, я видел, что гвоздей становилось все больше и больше. И вот я решил, что пришла пора с этим покончить, и что я сделаю все возможное, чтобы они были выдернуты.

Наконец, остался последний гвоздь! Когда отец вытаскивал его, я бегал вок­руг, приплясывая, и с гордостью воскли­цал: “Смотри, папа, гвоздей больше нет!” Я помню, как отец внимательно посмотрел на столб, который был весь в дырках от гвоздей, и сказал: “Да, гвоздей больше нет, но следы от них остались!”

Как справедлива пословица: “Злоба сегодня — это сожаление завтра”! Как глубоко мы раскаиваемся за слова, сказанные в злостном нетерпении; слова, которые нам хотелось бы никогда не произносить. Бесконтрольный гнев мо­жет быть ужасным, отвратительным.

Кто-то сказал: “Когда в сердце Каина была злоба, убийство стояло рядом”. Никогда не бываешь таким уязвимым для помыслов Дьявола, как в тех случаях, когда тобой обуревает безрассудный гнев. В таких случаях самоконтроль на очень низком уровне, никакие доводы и аргу­менты не убеждают, и здравый смысл, обычно, покидает тебя! Злость и опас­ность недалеко отстоят друг от друга!

Из-за внезапного приступа гнева Мои­сей убил египтянина и должен был спа­саться бегством! (Исход 2:11-15). После этого ему пришлось 40 лет терпеливо и покорно пасти овец в пустыне. Теперь у него было время прислушаться к Гласу Божьему, вместо того, чтобы поддаваться порывам своих страстей. И только после этого он был готов к медленному, тяже­лому, терпеливому труду — выводу евре­ев из Египта.

Библия много говорит о гневе, и в ос­новном выступает против него! По край­ней мере, против нелюбящего, нетерпе­ливого, самолюбивого, гордого, губитель­ного, несправедливого человеческого гнева! Павел говорит нам: “Всякое разд­ражение и ярость, и гнев и крик, и злоре­чие со всякою злобою да будут удалены от вас” (Ефесянам 4:31). Соломон пре­дупреждает нас: “Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнез­дится в сердце глупых” (Екклесиаст 7:9).

Слово Божие также предупреждает:

“Не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не нау­читься путям его и не навлечь петли на душу твою” (Притчи 22:24-25), т.к. злобный человек склонен к насилию и может причинить тебе и другим вред и непри­ятности!

 

СПРАВЕДЛИВОЕ ВОЗМУЩЕНИЕ!

Но гнев не всегда бывает несправед­ливым. В конце концов, гнев — это естес­твенное, данное Богом выражение чувств, и сам по себе он ни хорош, ни плох. Справедливость или несправедливость зависит от тех причин, которые вызыва­ют наш гнев. Древнегреческий философ Аристотель был прав, когда писал: “Лег­ко прийти в ярость, это может каждый, но разгневаться на надлежащего челове­ка в надлежащее время по надлежащему поводу и надлежащим образом — это нелегко, и не каждый сможет сделать это!”

В наше время многие христиане, ка­жется, считают, что гнев — это грех, и, к сожалению, в большинстве случаев это действительно так. Но иногда грехом является не гневаться! Сам Бог часто бывает очень разгневан, особенно на непокорных, отвергающих Истину не­честивых людей, которые угнетают, преследуют и неподобающим образом обра­щаются с другими людьми. В сущности, Его Слово гласит: “Бог, всякий день строго взыскивающий с нечестивых” (Псалом 7:12).

Мудрый царь Соломон писал: “Всему свое время, и время всякой вещи под не­бом” (Екклесиаст 3:1), и существуют определенные моменты, когда мы долж­ны гневаться! В противном случае, где нам взять боевой дух и воодушевление, пыл и чувство долга, чтобы “подвизать­ся добрым подвигом”, “воинствовать как добрый воин”, “противостоять диаволу”, “проповедовать Слово, настоять, обличать, запрещать, увещевать” и делать многое другое? Ведь мы —  воины действующей армии Христа! (1 Тимофею 6:12; 1, 18; Иако­ва 4:7; 2 Тимофею 4:2.)

Хотя в Библии есть много примеров, ясно показывающих пагубное воздейст­вие необузданного гнева, также имеется много примеров, рассказывающих о Божьих людях, которые были разгневаны справедливо, праведно, и этот Божий гнев заставлял их бороться со злом и исправлять несправедливость.

Например, Библия рассказывает нам, что Самсон — необыкновенный судья, которого Бог использовал, чтобы осво­бодить Свой народ от врагов — узнал од­нажды, что враги предали и обманули его. “И сошел на него Дух Господень… И воспылал гнев его!” Господь действительно помазал его на гнев, использовал его гнев, чтобы он поднялся и поразил врагов народа Господа! (Книга Судей 14:19.)

Другой аналогичный пример мы нахо­дим в 11-ой главе 1-ой Книги Царств. Саул был только что избран царем. Вра­ги Израиля — аммонитяне — пошли на город Иавис Галаадский и осадили его. К Саулу прибыли посланники и сказали, что аммонитяне дали жестокую клятву заключить мир только в том случае, если жители Иависа сдадутся и позволят аммонитянам выколоть у каждого из них правый глаз! Какой позор для всего Израиля! Библия гласит: “И сошел Дух Божий на Саула, когда он услышал слова сии, и сильно воспламенился гнев его” (1 Книга Царств 11:6). Он тогда призвал весь народ Израиля немедленно прийти на помощь Иавису, и собрал великое воинство, которое выступило и полностью разгромило нечестивых аммонитян.

В Новом Завете говорится, что даже Сам Иисус часто бывал охвачен Божьим гневом или праведным негодованием. В 3-й главе Евангелия от Марка мы читаем, что Иисус пришел в синагогу и встретил там человека с иссохшей рукой. За Ним внимательно наблюдали Его лицемерные религиозные противники, желая увидеть, не нарушит ли Он Закон Моисея, исцелив этого несчастного в субботу, в их святой день. Иисус приказал человеку с иссохшей рукой: “Стань на средину!” Затем повернулся к лицемерам-религиозникам и спросил их: “Должно ли в субботу добро делать или зло делать, душу спасти или погубить?”

Но они молчали в ответ. “И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сер­дец их, говорит тому человеку: протяни руку твою”. И рука этого человека стала абсолютно здоровой (От Марка 3:1-5). Таким образом, здесь мы видим пример того, что Сам Иисус был разгневан и огорчен из-за лицемерия и ожесточения сердец Своих обвинителей.

В другом месте Библии говорится, что Иисус был разгневан, когда народ при­носил к Нему малых детей, чтобы Он прикоснулся к ним и благословил их, а Его ученики воспротивились этому и мешали тем, кто приносил детей. “Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им:Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие” (От Марка 3:13-14). То, что Его Ученики пытались не допустить к Нему детей, разгневало Иисуса. И, несомненно, в Его голосе звучало “негодование”, когда Он приказал: Пустите детей приходить ко Мне!” Так почему бы и нам не гне­ваться на тех, кто пытается препятство­вать людям приходить к Иисусу?

И, конечно, самый яркий пример гнева Иисуса — когда он обрушился на лжи­вость, мошенничество и фарисейский обман религиозных вождей того време­ни. Когда он увидел, что религиозники грабят и эксплуатируют бедных от имени Бога, Он сделал бич ворвался в храм и выгнал меновщиков; Он опрокинул их столы, рассыпал их деньги и громко от­ругал их, говоря: “вы превратили дом молитвы в вертеп воров и разбойников!” (От Иоанна 2:14-16; От Матфея 21:12-13).

В этот же день немного позже Иисус сказал фарисеям Свои последние слова. Когда Он с таким негодованием обрушился на их самоправедное лицемерие, их безжалостное притеснение бедных и их неприятие Божьей Истины, это был настоящий взрыв гнева, разоблачивший, обвинивший, заклеймивший и приговоривший их к гибели в Аду! Эти слова так уязвили их, что с этого момента они решили убить Его, и спустя всего нес­колько дней распяли Его! (См. От Матфея 23).

Эти и многие другие примеры из Биб­лии ясно указывают на то, что бывает время для гнева, и что бывает “праведное негодование” — от Бога! Даже Его Слово говорит нам: “Гневаясь, не согрешайте!” (Ефесянам 4:26). Так что Господь учит нас гневаться, если на это есть правед­ная причина. Например, на лицемерие, несправедливость, когда притесняют или угнетают невинных людей. Такой Божий гнев должен побуждать нас пытаться устранить несправедливость, исправить зло и совершить позитивные действия для того, чтобы изменить положение к лучшему! Вот в чем разница между Божь­им гневом и “гневом человека’, о кото­ром Библия говорит: “Гнев человека не творит правды Божией” (Иакова 1: 20). В то время как праведный гнев, или Божий гнев дает добрые результаты.

 

КАК СПРАВИТЬСЯ СО ЗЛОБОЙ

Как это ни печально, но мы обычно злимся не по таким благородным причи­нам, о каких говорилось выше. Часто наша злость просто происходит из-за нашего самолюбия и эгоизма. Что-то не получается так, как нам бы хотелось, наша гордость уязвлена, или мы чувству­ем себя униженными или оскорблен­ными другими людьми. Поэтому мы рас­страиваемся, становимся нервными и злыми.

Когда ты осознаешь, что именно эти причины побудили тебя разозлиться, и понимаешь, что это не “праведный гнев”, тебе нужно попытаться сознательным усили­ем сдержать этот гнев, а не позволять отрицательным эмоциям вырваться на­ружу в виде несдержанных слов и дейст­вий. В Библии сказано: “Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев” (Иакова 1:19).

Быть “скорым на слышание” означает “слушать внимательно”. Если ты мо­жешь терпеливо слушать и обдумывать услышанное, молиться о том, что ты со­бираешься сказать или как ответить, то, значит, ты можешь управлять своим гневом и правильным образом выража­ешь свои чувства.

“Глупый весь гнев свой изливает, а муд­рый сдерживает его” (Притчи 29:11). Говори не тогда, когда ты злишься и у тебя плохое настроение, а после того, как ты успокоишься. Слова, сказанные сгоряча, никогда не бывают спра­ведливыми. Мудрый человек сдержива­ет себя. Он знает, что гнев приводит к ошибкам и причиняет боль тем, кого он любит, разрушает дружбу.

Гнев — сильное чувство, чувство, кото­рое каким-то образом должно быть вы­ражено. Но вот что печально: от него нельзя избавиться, дав ему волю! Если изливать свою злость в яростных про­явлениях гнева: криком, грубыми слова­ми и т.п., то этим, конечно, можно чего-то добиться, но результаты обычно не очень хорошие. Как говорится, как ни бейся в потолок, не поднимешься над миром! И тот, кто взлетает в порыве гнева, обычно плохо приземляется!

Конечно, мы говорили здесь о “гневе человека”, который побуждается нашим собственным духом, а не справедливым негодованием, вдохновляемым Господом. Потому что если тебя охватил правед­ный гнев, то резкие слова и сильные чувства могут дать положительные ре­зультаты, т.к. ты возбуждаешь других людей и указываешь им на грех, зло и несправедливость, которые возмутили тебя. Как сказал Господь Своему проро­ку Исаие: “Взывай громко, не удерживай­ся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его!” (Исаия 58:1).

Божье Слово говорит нам: “Страх Господень — ненавидеть зло”. И “любя­щие Господа, ненавидьте зло” (Притчи 8:13; Псалом 96:10). Если ты действи­тельно любишь и боишься Господа и имеешь искреннюю веру и Божье вдох­новение, ты не будешь спокойно сидеть и молчать или пассивно терпеть явное зло, неправедные поступки и несправед­ливость. Нет, ты встанешь и выступишь против этого. С гневом, если это необхо­димо!

Такой праведный гнев полезен, и его необходимо выражать. Пророк Иеремия, взирая на беззаконие и отступни­чество своего народа, сказал: “Поэтому я преисполнен яростью Господнею, не могу держать ее в себе!.. И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его: но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и — не мог” (Иеремия 6:11; 20:9).

Однако если ты знаешь, что твой гнев — просто результат твоих собственных уязвленных чувств или гордости, и если у тебя внутри накипело, тебе надо что-то делать с этим. Но, как уже было сказано, глупо изливать этот гнев на других.

Многие находят решение этой проб­лемы, переводя свой гнев в другое рус­ло. Образованную в результате гнева энергию они используют, работая в саду или отправ­ляясь на прогулку, занимаясь физичес­кими упражнениями, спортом, моя машину и т.д., то есть тем, что отвлекло бы их от причины, вызвавшей гнев, давая время остыть, подумать и помо­литься о решении возникшей пробле­мы.

Конечно, многие христиане испыты­вают чувство вины за свой гнев, поэтому они стараются просто игнорировать тот факт, что они раздражены, и делают вид, что у них все в порядке. Но не обращать внимания на чувство гнева — все равно, что прятать мусорное ведро с горящей бумагой в шкаф! Конечно, огонь может и погаснуть. Но, скорее всего, в результа­те сгорит весь дом! Сдерживаемый, не находящий выхода гнев отрицательно сказывается на здоровье, и медициной доказано, что это является причиной всех видов заболеваний, начиная с язвы, состояния тревоги и головной боли, и кончая депрессией.

Поэтому, если ты чувствуешь, что на­чинаешь беспричинно злиться на кого-либо, постарайся признать это до того, как твои чувства выйдут из-под контро­ля! Например, когда в разговоре с прия­телем начинает разгораться спор, и чувствуется некоторое напряжение, ты можешь сказать: “Знаешь, боюсь, при таком разговоре я смогу не сдержаться. Я не хочу злиться и знаю, что тебе тоже не хочется этого, поэтому давай прекратим спор и помолимся, а позже снова попро­буем обсудить эту проблему, попросив Господа помочь нам разрешить ее”. Это будет отличным выходом из положения: признаться в своем гневе таким обра­зом, чтобы другой человек узнал, что ты начинаешь злиться, а сам он при этом не разозлился! Ты можешь сказать: “К со­жалению, я начинаю раздражаться. Что мне делать, чтобы нам найти выход из этого положения? Пожалуйста, давай вместе помолимся!”

Если дело зашло уже слишком далеко, и ты несправедливо разозлился на кого-то, не будь слишком гордым, чтобы по­просить прощения! Вспыльчивость при­водит людей к несчастью, а из-за гордос­ти они остаются несчастными впослед­ствии. А если кто-то был несправедливо зол на тебя, прости его!Лучшим лекарством от быстрой вспыльчивости является молит­ва! Если тебе тяжело справиться со сво­им гневом, молись и проси Иисуса по­мочь тебе. Ты даже можешь попросить других помолиться за тебя, потому что в совместной молитве — большая сила! Выучи наизусть стихи из Писания, в которых говорится о гневе и о том, как мы, христиане, должны вести себя по отношению к другим! В Притчах (16:32) говорится: “Долготер­пеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города”. Поп­роси Иисуса помочь тебе сегодня! Он никогда не подводит!

Конечно, бывают случаи, когда мы справедливо гневаемся на кого-либо или кем-то рассержены, например, когда они сознательно, умышленно вре­дят нам или другим людям. Иисус сказал:

“Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду” (От Матфея 5:22), и это указывает на то, что иногда бывает “повод” или причина гневаться даже на своего “брата”. Поэтому Гос­подь сказал: “Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если по­кается, прости ему” (От Луки 17:3). “Выговаривать” согласно словарю озна­чает “резко упрекать, сделать выго­вор”.

И помни, что любовь, смирение и мо­литва разрешают все проблемы, и “если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небес­ный” (От Матфея 6:14,15). “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступа­ли люди, так поступайте и вы с ними” (От Матфея 7:12), ибо это Божий закон любви! Так что помоги тебе Господь быть любящим, добрым и прощающим, и гневаться только тогда, когда Господь побуждает тебя на это! Аминь? Благос­лови

Оставить комментарий

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные для заполнения поля помечены *

Вы можете использовать следующие HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

очиститьОтправить