Где гнев, там и опасность!
Сказал во гневе слово
Я другу своему.
Ножом оно кольнуло,
Боль причинив ему.
Мы сможем это слово
Бездумное забыть,
Но будет эхо злобы
В воспоминаньях жить.
Один писатель-христианин рассказывает такую правдивую историю:
— В детстве у меня был вспыльчивый характер, из-за чего часто в порыве гнева я говорил и делал нехорошие вещи.
Однажды, после того, как я накричал на своего товарища, и он ушел домой в слезах, мой отец сказал, что за каждое необдуманное злое слово, сказанное мною, он будет забивать гвоздь в столб у наших ворот. А каждый раз, когда я буду проявлять терпение и говорить добрые и ласковые слова, он будет выдергивать по одному гвоздю. Прошло несколько месяцев. Каждый раз, открывая ворота, я видел, что гвоздей становилось все больше и больше. И вот я решил, что пришла пора с этим покончить, и что я сделаю все возможное, чтобы они были выдернуты.
Наконец, остался последний гвоздь! Когда отец вытаскивал его, я бегал вокруг, приплясывая, и с гордостью восклицал: “Смотри, папа, гвоздей больше нет!” Я помню, как отец внимательно посмотрел на столб, который был весь в дырках от гвоздей, и сказал: “Да, гвоздей больше нет, но следы от них остались!”
Как справедлива пословица: “Злоба сегодня — это сожаление завтра”! Как глубоко мы раскаиваемся за слова, сказанные в злостном нетерпении; слова, которые нам хотелось бы никогда не произносить. Бесконтрольный гнев может быть ужасным, отвратительным.
Кто-то сказал: “Когда в сердце Каина была злоба, убийство стояло рядом”. Никогда не бываешь таким уязвимым для помыслов Дьявола, как в тех случаях, когда тобой обуревает безрассудный гнев. В таких случаях самоконтроль на очень низком уровне, никакие доводы и аргументы не убеждают, и здравый смысл, обычно, покидает тебя! Злость и опасность недалеко отстоят друг от друга!
Из-за внезапного приступа гнева Моисей убил египтянина и должен был спасаться бегством! (Исход 2:11-15). После этого ему пришлось 40 лет терпеливо и покорно пасти овец в пустыне. Теперь у него было время прислушаться к Гласу Божьему, вместо того, чтобы поддаваться порывам своих страстей. И только после этого он был готов к медленному, тяжелому, терпеливому труду — выводу евреев из Египта.
Библия много говорит о гневе, и в основном выступает против него! По крайней мере, против нелюбящего, нетерпеливого, самолюбивого, гордого, губительного, несправедливого человеческого гнева! Павел говорит нам: “Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас” (Ефесянам 4:31). Соломон предупреждает нас: “Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых” (Екклесиаст 7:9).
Слово Божие также предупреждает:
“Не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою” (Притчи 22:24-25), т.к. злобный человек склонен к насилию и может причинить тебе и другим вред и неприятности!
СПРАВЕДЛИВОЕ ВОЗМУЩЕНИЕ!
Но гнев не всегда бывает несправедливым. В конце концов, гнев — это естественное, данное Богом выражение чувств, и сам по себе он ни хорош, ни плох. Справедливость или несправедливость зависит от тех причин, которые вызывают наш гнев. Древнегреческий философ Аристотель был прав, когда писал: “Легко прийти в ярость, это может каждый, но разгневаться на надлежащего человека в надлежащее время по надлежащему поводу и надлежащим образом — это нелегко, и не каждый сможет сделать это!”
В наше время многие христиане, кажется, считают, что гнев — это грех, и, к сожалению, в большинстве случаев это действительно так. Но иногда грехом является не гневаться! Сам Бог часто бывает очень разгневан, особенно на непокорных, отвергающих Истину нечестивых людей, которые угнетают, преследуют и неподобающим образом обращаются с другими людьми. В сущности, Его Слово гласит: “Бог, всякий день строго взыскивающий с нечестивых” (Псалом 7:12).
Мудрый царь Соломон писал: “Всему свое время, и время всякой вещи под небом” (Екклесиаст 3:1), и существуют определенные моменты, когда мы должны гневаться! В противном случае, где нам взять боевой дух и воодушевление, пыл и чувство долга, чтобы “подвизаться добрым подвигом”, “воинствовать как добрый воин”, “противостоять диаволу”, “проповедовать Слово, настоять, обличать, запрещать, увещевать” и делать многое другое? Ведь мы — воины действующей армии Христа! (1 Тимофею 6:12; 1, 18; Иакова 4:7; 2 Тимофею 4:2.)
Хотя в Библии есть много примеров, ясно показывающих пагубное воздействие необузданного гнева, также имеется много примеров, рассказывающих о Божьих людях, которые были разгневаны справедливо, праведно, и этот Божий гнев заставлял их бороться со злом и исправлять несправедливость.
Например, Библия рассказывает нам, что Самсон — необыкновенный судья, которого Бог использовал, чтобы освободить Свой народ от врагов — узнал однажды, что враги предали и обманули его. “И сошел на него Дух Господень… И воспылал гнев его!” Господь действительно помазал его на гнев, использовал его гнев, чтобы он поднялся и поразил врагов народа Господа! (Книга Судей 14:19.)
Другой аналогичный пример мы находим в 11-ой главе 1-ой Книги Царств. Саул был только что избран царем. Враги Израиля — аммонитяне — пошли на город Иавис Галаадский и осадили его. К Саулу прибыли посланники и сказали, что аммонитяне дали жестокую клятву заключить мир только в том случае, если жители Иависа сдадутся и позволят аммонитянам выколоть у каждого из них правый глаз! Какой позор для всего Израиля! Библия гласит: “И сошел Дух Божий на Саула, когда он услышал слова сии, и сильно воспламенился гнев его” (1 Книга Царств 11:6). Он тогда призвал весь народ Израиля немедленно прийти на помощь Иавису, и собрал великое воинство, которое выступило и полностью разгромило нечестивых аммонитян.
В Новом Завете говорится, что даже Сам Иисус часто бывал охвачен Божьим гневом или праведным негодованием. В 3-й главе Евангелия от Марка мы читаем, что Иисус пришел в синагогу и встретил там человека с иссохшей рукой. За Ним внимательно наблюдали Его лицемерные религиозные противники, желая увидеть, не нарушит ли Он Закон Моисея, исцелив этого несчастного в субботу, в их святой день. Иисус приказал человеку с иссохшей рукой: “Стань на средину!” Затем повернулся к лицемерам-религиозникам и спросил их: “Должно ли в субботу добро делать или зло делать, душу спасти или погубить?”
Но они молчали в ответ. “И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою”. И рука этого человека стала абсолютно здоровой (От Марка 3:1-5). Таким образом, здесь мы видим пример того, что Сам Иисус был разгневан и огорчен из-за лицемерия и ожесточения сердец Своих обвинителей.
В другом месте Библии говорится, что Иисус был разгневан, когда народ приносил к Нему малых детей, чтобы Он прикоснулся к ним и благословил их, а Его ученики воспротивились этому и мешали тем, кто приносил детей. “Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: “Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие” (От Марка 3:13-14). То, что Его Ученики пытались не допустить к Нему детей, разгневало Иисуса. И, несомненно, в Его голосе звучало “негодование”, когда Он приказал: “Пустите детей приходить ко Мне!” Так почему бы и нам не гневаться на тех, кто пытается препятствовать людям приходить к Иисусу?
И, конечно, самый яркий пример гнева Иисуса — когда он обрушился на лживость, мошенничество и фарисейский обман религиозных вождей того времени. Когда он увидел, что религиозники грабят и эксплуатируют бедных от имени Бога, Он сделал бич ворвался в храм и выгнал меновщиков; Он опрокинул их столы, рассыпал их деньги и громко отругал их, говоря: “вы превратили дом молитвы в вертеп воров и разбойников!” (От Иоанна 2:14-16; От Матфея 21:12-13).
В этот же день немного позже Иисус сказал фарисеям Свои последние слова. Когда Он с таким негодованием обрушился на их самоправедное лицемерие, их безжалостное притеснение бедных и их неприятие Божьей Истины, это был настоящий взрыв гнева, разоблачивший, обвинивший, заклеймивший и приговоривший их к гибели в Аду! Эти слова так уязвили их, что с этого момента они решили убить Его, и спустя всего несколько дней распяли Его! (См. От Матфея 23).
Эти и многие другие примеры из Библии ясно указывают на то, что бывает время для гнева, и что бывает “праведное негодование” — от Бога! Даже Его Слово говорит нам: “Гневаясь, не согрешайте!” (Ефесянам 4:26). Так что Господь учит нас гневаться, если на это есть праведная причина. Например, на лицемерие, несправедливость, когда притесняют или угнетают невинных людей. Такой Божий гнев должен побуждать нас пытаться устранить несправедливость, исправить зло и совершить позитивные действия для того, чтобы изменить положение к лучшему! Вот в чем разница между Божьим гневом и “гневом человека’, о котором Библия говорит: “Гнев человека не творит правды Божией” (Иакова 1: 20). В то время как праведный гнев, или Божий гнев дает добрые результаты.
КАК СПРАВИТЬСЯ СО ЗЛОБОЙ
Как это ни печально, но мы обычно злимся не по таким благородным причинам, о каких говорилось выше. Часто наша злость просто происходит из-за нашего самолюбия и эгоизма. Что-то не получается так, как нам бы хотелось, наша гордость уязвлена, или мы чувствуем себя униженными или оскорбленными другими людьми. Поэтому мы расстраиваемся, становимся нервными и злыми.
Когда ты осознаешь, что именно эти причины побудили тебя разозлиться, и понимаешь, что это не “праведный гнев”, тебе нужно попытаться сознательным усилием сдержать этот гнев, а не позволять отрицательным эмоциям вырваться наружу в виде несдержанных слов и действий. В Библии сказано: “Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев” (Иакова 1:19).
Быть “скорым на слышание” означает “слушать внимательно”. Если ты можешь терпеливо слушать и обдумывать услышанное, молиться о том, что ты собираешься сказать или как ответить, то, значит, ты можешь управлять своим гневом и правильным образом выражаешь свои чувства.
“Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его” (Притчи 29:11). Говори не тогда, когда ты злишься и у тебя плохое настроение, а после того, как ты успокоишься. Слова, сказанные сгоряча, никогда не бывают справедливыми. Мудрый человек сдерживает себя. Он знает, что гнев приводит к ошибкам и причиняет боль тем, кого он любит, разрушает дружбу.
Гнев — сильное чувство, чувство, которое каким-то образом должно быть выражено. Но вот что печально: от него нельзя избавиться, дав ему волю! Если изливать свою злость в яростных проявлениях гнева: криком, грубыми словами и т.п., то этим, конечно, можно чего-то добиться, но результаты обычно не очень хорошие. Как говорится, как ни бейся в потолок, не поднимешься над миром! И тот, кто взлетает в порыве гнева, обычно плохо приземляется!
Конечно, мы говорили здесь о “гневе человека”, который побуждается нашим собственным духом, а не справедливым негодованием, вдохновляемым Господом. Потому что если тебя охватил праведный гнев, то резкие слова и сильные чувства могут дать положительные результаты, т.к. ты возбуждаешь других людей и указываешь им на грех, зло и несправедливость, которые возмутили тебя. Как сказал Господь Своему пророку Исаие: “Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его!” (Исаия 58:1).
Божье Слово говорит нам: “Страх Господень — ненавидеть зло”. И “любящие Господа, ненавидьте зло” (Притчи 8:13; Псалом 96:10). Если ты действительно любишь и боишься Господа и имеешь искреннюю веру и Божье вдохновение, ты не будешь спокойно сидеть и молчать или пассивно терпеть явное зло, неправедные поступки и несправедливость. Нет, ты встанешь и выступишь против этого. С гневом, если это необходимо!
Такой праведный гнев полезен, и его необходимо выражать. Пророк Иеремия, взирая на беззаконие и отступничество своего народа, сказал: “Поэтому я преисполнен яростью Господнею, не могу держать ее в себе!.. И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его: но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и — не мог” (Иеремия 6:11; 20:9).
Однако если ты знаешь, что твой гнев — просто результат твоих собственных уязвленных чувств или гордости, и если у тебя внутри накипело, тебе надо что-то делать с этим. Но, как уже было сказано, глупо изливать этот гнев на других.
Многие находят решение этой проблемы, переводя свой гнев в другое русло. Образованную в результате гнева энергию они используют, работая в саду или отправляясь на прогулку, занимаясь физическими упражнениями, спортом, моя машину и т.д., то есть тем, что отвлекло бы их от причины, вызвавшей гнев, давая время остыть, подумать и помолиться о решении возникшей проблемы.
Конечно, многие христиане испытывают чувство вины за свой гнев, поэтому они стараются просто игнорировать тот факт, что они раздражены, и делают вид, что у них все в порядке. Но не обращать внимания на чувство гнева — все равно, что прятать мусорное ведро с горящей бумагой в шкаф! Конечно, огонь может и погаснуть. Но, скорее всего, в результате сгорит весь дом! Сдерживаемый, не находящий выхода гнев отрицательно сказывается на здоровье, и медициной доказано, что это является причиной всех видов заболеваний, начиная с язвы, состояния тревоги и головной боли, и кончая депрессией.
Поэтому, если ты чувствуешь, что начинаешь беспричинно злиться на кого-либо, постарайся признать это до того, как твои чувства выйдут из-под контроля! Например, когда в разговоре с приятелем начинает разгораться спор, и чувствуется некоторое напряжение, ты можешь сказать: “Знаешь, боюсь, при таком разговоре я смогу не сдержаться. Я не хочу злиться и знаю, что тебе тоже не хочется этого, поэтому давай прекратим спор и помолимся, а позже снова попробуем обсудить эту проблему, попросив Господа помочь нам разрешить ее”. Это будет отличным выходом из положения: признаться в своем гневе таким образом, чтобы другой человек узнал, что ты начинаешь злиться, а сам он при этом не разозлился! Ты можешь сказать: “К сожалению, я начинаю раздражаться. Что мне делать, чтобы нам найти выход из этого положения? Пожалуйста, давай вместе помолимся!”
Если дело зашло уже слишком далеко, и ты несправедливо разозлился на кого-то, не будь слишком гордым, чтобы попросить прощения! Вспыльчивость приводит людей к несчастью, а из-за гордости они остаются несчастными впоследствии. А если кто-то был несправедливо зол на тебя, прости его!Лучшим лекарством от быстрой вспыльчивости является молитва! Если тебе тяжело справиться со своим гневом, молись и проси Иисуса помочь тебе. Ты даже можешь попросить других помолиться за тебя, потому что в совместной молитве — большая сила! Выучи наизусть стихи из Писания, в которых говорится о гневе и о том, как мы, христиане, должны вести себя по отношению к другим! В Притчах (16:32) говорится: “Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города”. Попроси Иисуса помочь тебе сегодня! Он никогда не подводит!
Конечно, бывают случаи, когда мы справедливо гневаемся на кого-либо или кем-то рассержены, например, когда они сознательно, умышленно вредят нам или другим людям. Иисус сказал:
“Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду” (От Матфея 5:22), и это указывает на то, что иногда бывает “повод” или причина гневаться даже на своего “брата”. Поэтому Господь сказал: “Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему” (От Луки 17:3). “Выговаривать” согласно словарю означает “резко упрекать, сделать выговор”.
И помни, что любовь, смирение и молитва разрешают все проблемы, и “если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный” (От Матфея 6:14,15). “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (От Матфея 7:12), ибо это Божий закон любви! Так что помоги тебе Господь быть любящим, добрым и прощающим, и гневаться только тогда, когда Господь побуждает тебя на это! Аминь? Благослови