3. Однажды шестилетний мальчик пришел домой из школы с запиской от учителя, в которой тот советовал забрать ребенка из школы, потому что он “слишком тупой, чтобы учиться”. Мальчика звали Томас Элва Эдисон.
4. Если какой-то ученик не может учиться в вашем классе, не отчаивайтесь. Возможно, его способности проявятся позднее. Например, доктор Вернер фон Браун, крупнейший специалист по ракетам и спутникам, в подростковом возрасте плохо справлялся с физикой и математикой.
5. Дети это сегодняшние капиталовложения и будущие дивиденды.
6. Дети имеют природный инстинкт к подражанию. Они ведут себя, как их родители, несмотря на все прочие попытки научить их хорошим манерам.
7. Маленькие девочки – самые прелестные существа в мире. Они рождаются, окруженные ангельским сиянием, чем покорят ваше сердце, даже когда они сидят в грязи, отчаянно плачут или портят лучший наряд матери.
8. Сократ сказал: “Я хотел бы взобраться на самое высокое место в Афинах и обратиться к согражданам: зачем вы тратите столько сил, копя богатство, и так мало заботитесь о своих детях, которым вы все это когда-нибудь оставите?”
9. Доктор Джеймс Добсон, специалист по развитию детей, отмечает, что иногда дети на всю жизнь получают травму из-за отношения людей к их внешности. Уже в возрасте 3-4-х лет дети способны понять, красивы они или нет. Один из его пациентов, 36-летний мужчина, сказал ему: “Мне было пять лет, когда я понял, что некрасив, и это наложило отпечаток на всю мою жизнь”.
К сожалению, большинство людей относятся к детям так, будто они участники конкурса красоты; хвалят красивых и пренебрегают или насмехаются над толстыми, худыми или имеющими еще какие-нибудь недостатки детьми. В результате у последних развивается неуверенность в себе, комплекс неполноценности. Обидные прозвища могут отравить человеку всю жизнь. По мнению специалистов, взрослые, вместо того, чтобы восторгаться красотой, умом или достижениями детей, должны подчеркивать важность таких качеств, как усердие, терпение, честность.
“Трудно противостоять утвердившимся в нынешнем обществе ценностям, – признает доктор Добсон, – но хорошо бы начать прививать детям духовные ценности”.
10. Журналистка Эбигейл ван Берен сочинила “Родительскую молитву”, в которой она подчеркивает практическую сторону воспитания детей. В ней говорится:
“Отец Небесный, помоги мне быть хорошим родителем. Научи меня понимать моих детей, терпеливо слушать все, что они говорят, и ласково отвечать на их вопросы. Помоги мне не перебивать их и не противоречить им. Помоги мне проявлять к ним такую же вежливость, какой я ожидаю от них. Удержи меня от насмешек над их ошибками. Пусть я никогда не накажу их ради своего эгоистичного удовлетворения или для проявления своей власти.
Да не буду я искушать своих детей, подталкивая их на ложь или воровство. Помоги мне показать им, что только честность приносит счастье.
Умерь во мне язвительность и помоги сдержать свой язык, когда я в раздражении.
Пусть я всегда буду помнить, что мои дети – это всего лишь дети, и от них нельзя ожидать взрослых суждений.
Пусть я не лишу их возможности проявлять самостоятельность и принимать решения.
Благослови меня и дай мне возможность удовлетворить все их разумные просьбы и мужество отказать им в том, что может им повредить.
Помоги мне сохранять доброту и справедливость, и пусть мои дети будут любить, уважать и брать с меня пример. Аминь”.
11. Маленькая девочка чаще всех других может быть и самым прелестным и самым невыносимым существом в мире. Она может носиться вокруг, издавать смешные звуки, действовать вам на нервы. Но когда вы уже готовы ее отругать, она скромно стоит и застенчиво смотрит на вас.
12. Девочка может с наивностью играть в грязи; сохранять красоту, стоя на голове; проявлять материнские чувства, волоча куклу за ногу.
13. Подростковая преступность является результатом того, что родители не понимают проблем своих детей.
14. Преподобный Сэм Хэрни, пастор одной из церквей в штате Вашингтон, раздавая матерям своей паствы большие деревянные палки, предупреждал их, что кто жалеет розгу, тот портит ребенка. Он говорил: “Пришла пора оставить философию доктора Спока и вернуться к библейским принципам воспитания детей: “Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет”. (Притчи 22:6)
15. Прекрасный пример правления меньшинства – ребенок в доме.
16. Если ребенок растет в атмосфере критики,
Он учится осуждать.
Если ребенок сталкивается с враждебностью,
Он учится драться.
Если ребенок сталкивается с насмешками,
Он привыкает смущаться.
Если ребенка постоянно стыдят,
У него возникает чувство вины.
Если ребенок живет в атмосфере терпимости,
Он учится быть терпеливым.
Если ребенок встречает поддержку,
Он обретает уверенность.
Если ребенка хвалят,
Он учится уважению.
Если с ребенком поступают справедливо,
Он учится справедливости.
Если ребенок встречает одобрение,
Он привыкает ценить себя.
Если ребенок живет в атмосфере любви и дружбы,
Он учится находить любовь в мире.
Дороти Ло Нолт
18. Бог заимствуут качества многих существ, когда создает маленькую девочку. Он берет песню у птицы, визг у поросенка, упрямство у мула, кривлянье у мартышки, проворство у кузнечика, любопытство у кошки, лукавство у лисы, нежность у котенка, а ко всему этому Он добавляет загадочный разум женщины.
20. Человек, который говорит, что он спит, как младенец, наверняка, не имеет детей.
21. Богатый человек умер, не оставив наследников. Вещи из его дома были выставлены на аукцион. Среди них был портрет его умершего сына. Отец очень дорожил этим портретом, так как его сын умер в раннем возрасте. Однако публика, явившаяся на распродажу, не интересовалась этим портретом, и он был куплен пожилой, бедно одетой женщиной. Когда ее спросили, зачем он ей понадобился, она ответила, что когда-то была няней этого мальчика и очень его любила.
Позднее, внимательно рассматривая картину, она обнаружила с обратной стороны какое-то утолщение. Аккуратно разрезав его, она достала конверт, в котором оказалось ненайденное завещание покойного. В документе ясно говорилось, что он хочет завещать свое имущество лицу, хранящему память о его дорогом сыне.
22. Дисциплину вбивают в одну часть ребенка, чтобы другая получила пользу.
25. Прикладная детская психология была более эффективной тогда, когда ее главным средством был ремень.
27. Учитель говорит матери о ее сыне: “Не верьте ничему, что он говорит вам обо мне, а я не буду верить ничему, что он говорит мне о вас”.
28. В Южной Америке в Андах (горная система) пятилетняя девочка несла на спине своего младшего брата. Какой-то турист спросил ее: “Тебе не тяжело?” – “Нет, – ответила она, – он мой брат”.
29. Если ребенок достаточно взрослый для того, чтобы узнать, что он грешник, то он достаточно взрослый и для того, чтобы узнать, что он нуждается в Спасении.
31. Следует помнить, что Вашингтон был одним из десяти детей в семье своих родителей, Джон Уэсли – одним из двадцати одного ребенка, Шекспир – одним из восьмерых, сэр Вальтер Скотт – одним из одиннадцати, Бенджамин Франклин – одним из десяти, Лайман Бичер, отец писательницы Гарриет Бичер-Стоу, – одним из тринадцати и самым слабым, Теннисон – одним из двенадцати.
33. Если вы не стараетесь заполнить ум ваших детей правдой, то кто-нибудь другой заполнит их умы полуправдой, неправдой или правдой, не стоящей внимания.
34. Судья, участвовавший в разбирательстве множества семейных дел, сказал: “Мы, взрослые, тратим слишком много времени на то, чтобы подготовить путь для нашей молодежи, и слишком мало времени на то, чтобы подготовить нашу молодежь к пути”.
35. В четыре года дети уже знают все вопросы; в четырнадцать лет они уже знают все ответы.
36. Мне как-то пришлось наблюдать за работой учительницы в детском саду – по ее просьбе. В течение 50 минут она пыталась заставить детей слушать себя. Наконец, прозвенел звонок. Она вздохнула: “Слава Богу, урок закончился”.
Когда она позднее пришла ко мне, я сказал ей:
– Вам никогда не приходило в голову, что вы пытаетесь конкурировать со Святым Духом?
– У меня, конечно, не было такого намерения.
– А вам приходило в голову, что Бог сотворил ребенка таким, что его внимания хватает на четыре-пять минут? И каждый раз, когда вы говорите ребенку “тихо”, сиди спокойно”, Бог говорит ему “двигайся”. И что же он делает? Он каждый раз слушает Бога.
Около 85% всех проблем с дисциплиной в школе, в церкви, дома проистекает из-за того, что мы не понимаем своих учеников.
37. Какое-то время назад в штате Нью-Йорк жила бедная, отверженная девочка по имени Мэг, каких множество по всей стране. Как вы думаете, сколько потребовалось бы денег и человеческого участия, чтобы спасти ее? Однако ничего не было сделано, и она погрязла в пороках.
Прошло 70 лет, и кто-то из знавших о ее судьбе решил выяснить, каковы результаты ее порочной жизни. Обнаружилось, что через 70 лет у нее оказалось 1 200 потомков, 280 из которых, насколько известно, стали нищими, а 148 – преступниками. По примерным подсчетам, получилось, что они обошлись штату в 1 308 000 долларов.
Если бы эту девочку спасли, потратив на это 10, 25 или 100 долларов, не кажется ли вам, что это было бы оправдано с финансовой точки зрения? Разве, исходя из экономии, не глупо было позволить Мэг опуститься на дно?
39. Наверно, родители получали бы большее удовольствие от своих детей, если бы поняли, что фильм детства нельзя прокрутить второй раз.
42. Если и конь, и кобыла – рысаки, то жеребенок не будет иноходцем.
43. Если бы мы уделяли нашим растениям столько же внимания, сколько детям, мы сейчас жили бы в зарослях сорняков.
44. Ребенок – это ваша вторая попытка.
45. Великие идеи и правильные принципы передаются от поколения к поколению не потому, что они хорошие, и не потому, что их закрепляют в законодательном порядке. Идеалы и принципы передаются от поколения к поколению лишь в том случае, если их закладывают в сердца детей. (Доктор Джордж С. Бенсон)
47. Лучшее, что родители могут дать своему ребенку – несколько минут их времени ежедневно.
48. От юноши все ожидают, что он будет вести себя, как взрослый, но при этом удовлетворится отношением к нему, как к ребенку.
49. Люди, имеющие дело с чужими деньгами, должны отчитываться за каждый цент. Неужели, дети ценятся меньше?
51. Ребенок за ребенком мы создаем наш народ.
53. Все телепередачи чему-то учат. Вопрос в том, чему именно?
54. Основы личности вашего ребенка закладываются уже сейчас.
57. Известный проповедник Кэмпбелл Морган говорит: “Когда мне было всего восемь лет, я уже проповедовал перед моей младшей сестрой и ее куклами. Мои проповеди состояли из библейских историй, который я впервые услышал от матери.
58. Детство – как зеркало: все, что было перед ним, отразится в дальнейшей жизни.
59. Ничто не может быть для ребенка чересчур хорошим.
60. Дети – богатство бедняков.
61. Все родители должны осознать, что, когда их ребенку исполнилось три года, они уже сделали более половины того, что формирует его характер.
62. Те, кто хорошо воспитывает детей, заслуживает большего признания, чем те, кто производит их на свет: вторые всего лишь дают им жизнь, первые же учат их искусству жить правильно.
63. Каждый рождающийся ребенок является новой мыслью Божьей и новой блестящей возможностью.
64. Многие мальчики представляют из себя именно таких детей, с которыми их мамы запрещают им играть.
68. На деньги можно построить дом, но лишь на любви можно построить семью.
70. Дети нуждаются в любви, особенно, когда они ее не заслуживают.
71. Счастливая семья – это почти досрочный рай.
72. Наши дети больше нуждаются в общении с нами, чем в наших подарках.
73. Если ребенок растет без Христа, это гораздо большее пренебрежение обязанностями со стороны родителей, чем, если бы он рос, не умея читать и писать.
74. Позвольте ребенку “самостоятельно принимать решения”, предварительно не проинформировав, не направив и не наставив его, – это, безусловно, не по-христиански.
75. Истинно религиозные родители не наносят вреда своим детям, в отличие от тех, кто позволяет им поступать “как им нравится”.
76. Четырехлетняя Сузан вернулась домой из Воскресной школы и принесла обратно деньги, предназначавшиеся для пожертвования.
– Почему ты их не пожертвовала, дорогая? – спросила мама.
– Потому что учитель сказал нам, что если мы любим Иисуса, Он приходит и живет в наших сердцах. А ты мне говоришь никогда не брать деньги в рот. И я не знала, что делать. Ведь, чтобы отдать деньги Иисусу, мне пришлось бы их проглотить.
77. Если вы подарите детям счастье сейчас, они будут счастливы и через двадцать лет воспоминанием о нем.
81. У Говарда Максвелла была четырехлетняя дочка Мелинда, которой очень понравилась история про Давида и Голиафа, и она требовала, чтобы ей читали ее каждый вечер. В конце концов, мистер Максвелл записал ее на магнитофон. Когда Мелинда в следующий раз потребовала историю, он просто включил магнитофон. Этого хватило на несколько вечеров, но потом Мелинда снова пришла с книжкой к папе.
– Дорогая, ты ведь знаешь, как включать магнитофон.
– Да, – ответила девочка, – но я не могу сидеть у него на коленях.
82. Ему всего семь лет.
Он состоит из: шума, энергии, воображения, любопытства и голода.
Он “тот милый малыш из соседнего дома”,
Или “этот испорченный шалун из соседней квартиры”,
Или “мой сын”,
В зависимости от того, кто вы.
Его надо кормить, одевать, заботиться о его здоровье, оберегать от беды.
НО…
Он – наше завтра.
Он – будущее, для которого мы трудимся.
Он – часть нового великого поколения.
Наше поколение должно любить его и завоевать его доверие.
Время покажет, удалось ли это сделать.
Он – один из самых важный людей в истории.
ПОЭТОМУ …
Каждый, кто влияет на его жизнь, оказывает влияние на историю.
84. В оживленной беседе за обеденным столом взрослые члены семьи и их гости на какое-то время полностью забыли о присутствии четырехлетней Дороти. Через какое-то время она дернула мать за рукав и спросила: “Ты помнишь меня?”
94. Хорошие манеры требуют большого количества времени, как и мудрое обращение с детьми.
96. Дети – это трудная работа, требующая много времени. Мать должна обладать силой Самсона, мудростью Соломона, терпением Иова, проницательностью Даниила, организаторскими способностями и смелостью Давида. Ей нужна вера Авраама, отца веры и верующих, и, самое главное, любовь Божья.
99. Я – Ребенок.
Весь мир ожидает моего появления.
Вся земля с интересом наблюдает, каким я стану,
Потому что от этого зависит, каким будет мир завтра.
Я – Ребенок.
В ваших руках моя судьба.
От вас зависит, добьюсь ли я в жизни успеха, или нет.
Дайте мне, молю вас, все то, что нужно для счастья.
Научите меня, прошу вас, чтоб я мог стать благословением для мира.
Мэми Жен Кол
100. “Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.” – 2-е Тимофею 3:15
101. “Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем”. – К Галатам 6:9
102. “И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем”. – К Ефесянам 6:4
103. Когда у нас был всего один ребенок, мы встретили женщину, у которой было девять детей. Мы удивились, как она управляется с девятью, когда один ребенок занимает все наше время. “В этом все и дело, – просто ответила она. – Девять все равно не могут занять больше”. Вам часто кажется, что вы не можете сделать больше, чем делаете сейчас, но вы можете – с Божьей помощью!
104. Если бы вы побывали в немецком городе Гамбурге в ту пору, когда созревают вишни, вам бы довелось наблюдать удивительное зрелище. Каждый год в это время по улицам города проходит радостная процессия детей, которые несут ветки со спелыми вишнями. Этот ежегодный праздник устраивается в память великой победы, которую около 500 лет назад одержали дети Гамбурга.
До города дошли слухи о приближении огромной армии неприятеля. Шпионы, принесшие эти сведения, говорили, что армия так велика, что у жителей города не хватит людей для защиты. “Они приближаются быстро! Скоро они будут здесь!” – кричали они. Казалось, ничто не могло предотвратить ужасное кровопролитие.
Тогда одному из городских старшин пришла в голову удивительная мысль. “Давайте попросим детей помочь нам”, – предложил он. “Что в этом толку “, – проворчали другие бюргеры. Однако он собрал детей и заручился их помощью.
И вот огромная толпа детей, одетых в черное, потекла из городских ворот. Все дальше и дальше они уходили навстречу неприятельской армии. Наконец они приблизились к неприятельским часовым, которые были поражены этим зрелищем и не знали, что делать.
– Идите к нашему генералу, – решили они, и вскоре армия детей предстала перед суровым командиром их врагов.
– Зачем вы пришли? – строго спросил он.
Дети начали молить его пощадить их и их семьи. Генерал слушал с непроницаемым лицом, однако, помимо его воли, мольбы детей тронули его сердце, и он сказал:
– Вы спасли своих родителей. Никто не будет убит.
Затем счастливых детей угостили спелыми вишнями, потому что это было время их созревания, и вскоре дети отправились обратно в спасенный ими город, размахивая вишневыми ветками и выкрикивая чудесную новость. Вот почему дети Гамбурга теперь несут вишневые ветки в память того дня, когда они одержали победу.
107. “Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него”. – От Луки 18:16,17
110. Один отец посадил своего сына на колени и рассказал ему историю о заблудшей овце: как она нашла дыру в заборе и пролезла через нее, как она радовалась, что сбежала. Как она прыгала и резвилась на солнце, пока она не забрела так далеко, что уже не могла найти дорогу назад. Затем он рассказал о том, как за ней погнался волк и как, наконец, пришел добрый пастух, и спас ее, и привел обратно в загон.
Маленький мальчик слушал с большим интересом, а когда рассказ закончился, удивил своего отца вопросом: “А они заделали дыру в заборе?”
Как часто мы не замечаем “дыры в заборе”!
115. “Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет”. – Притчи 22:6
119. Слово похвалы так же необходимы для нормального развития ребенка, как и другие проявления доброты и нежности. Разумная похвала для ребенка – то же самое, что солнце для цветов.
120. Одним из самых значительных моментов в моей жизни был тот, когда мой преподаватель зоологии доктор Стивен Уильямс из университета Майами, штат Огайо, сказал, что поставит высшую оценку по своему предмету тому студенту, который задаст самый умный вопрос.
До того времени я считал, что ум проявляется в том, чтобы давать ответы на вопросы. После этого я начал понимать, что вопросы являются не менее (а иногда и более) важной частью знания, чем ответы.
Люди с давних пор считали, что тяжелый предмет падает быстрее легкого, – до тех пор, пока Галилей не задался вопросом: “Так ли это?”
Прошло 36 лет с тех пор, как мой учитель удивил меня своими словами. Из них тридцать лет я сам работаю учителем. Большая часть того, чему он учил меня, забылась, но я запомнил, что вопрос ученика может быть важнее ответа учителя.
121. Я читал об одном грубом мальчике, который ходил в воскресную школу и делал жизнь невыносимой для всех учителей. Наконец, посоветовавшись с учителями, директор школы подвел его к двери и сказал: “Вот улица. Иди и никогда не возвращайся в воскресную школу”.
Он никогда не вернулся, но они услышали о нем. Он пошел по пути преступлений и убийств, возможно, беспрецедентных в современной истории. В конце концов, однажды вечером в Чикаго у выхода из театра его изрешетили пулями.
В одной из чикагских газет появилась необычная фотография – на ней были лишь ноги мертвого головореза. Подпись под фотографией была краткой: “Это ноги Джона Диллинджера!” А в редакционном комментарии проницательно отмечалось: “Кто знает, куда могли бы дойти эти ноги, если бы их кто-нибудь направил по правильному пути”.
123. Когда великая английская королева Виктория посещала один город, в ее честь был устроен великолепный праздник. На углу одной из улиц была сооружена трибуна, с которой должны были петь для нее дети. Ночью, когда торжество завершилось, мэр города получил телеграмму. Возможно, он подумал, что в ней содержится благодарность за великолепный праздник. Но это было послание, продиктованное материнским сердцем: “Королева желает узнать, все ли дети добрались благополучно домой?”
127. После лекции известного чикагского педагога Фрэнсиса Уэйленда Паркера одна женщина спросила его:
– Как рано я могу начинать обучение моего ребенка?
– А когда он должен родиться?
– Родиться? – удивилась женщина. – Но ему уже пять лет!
– Боже мой! – закричал Паркер. – Не тратьте время на разговоры со мной! Бегите домой! Вы уже упустили пять лучших лет!
128. Я больше узнал о христианстве от своей матери, чем от всех теологов Англии. – Джон Уэсли
130. Если вы перестали сочувствовать молодым, то, я думаю, ваши дела в этом мире завершены.
133. От юноши все ожидают, что он будет вести себя, как взрослый, но удовлетворится обращением с собой, как с ребенком.
134, Правильно сказано, что образование в колледже является планом методического совращения умов молодежи.
135. Неудивительно, что дети появляются на свет с криком, ведь они застают этот мир в таком ужасном состоянии.
136. Мальчик так медленно учился говорить, что родители опасались, что он не совсем нормален. Учителя в школе говорили, что он “плохо развит”. Его одноклассники избегали его и редко приглашали участвовать в своих играх. В первый раз при поступлении в колледж в Цюрихе, Швейцария, он провалился. Однако через год он предпринял новую попытку. Пришло время, когда он стал всемирно известным ученым. Его звали Альберт Эйнштейн.
137. Если родители не наказывают своих детей, их дети скоро станут наказанием для своих родителей.
141. У нас уже есть рай на земле – в наших детях. Каждый ребенок – кусочек рая, посланный нам Богом. Они были там, вместе с Господом, но Он послал их, чтобы они были вместе с нами. Разве это не чудесно?
146. Дети могут ко всему приспособиться и со всем справится, потому что Господь всегда с ними и всегда готов прийти к ним на помощь.
149. Дети – отрада стариков. (Притчи 17:6) Старые – это прошлое, молодые – будущее. Мы уже много прожили, а они только пришли в этот мир; они наша связь с будущим; именно поэтому старики чувствуют такую привязанность к внукам.
151. В нашей Семье имеются самые широкие возможности для обучения и воспитания детей. Будущее зависит от того, чему и как вы учите своих детей.
154. Дети – это вечное будущее. Это будущее времени конца и периода тысячелетнего царствования Христа. Это будущее следующих десяти и тысячи лет. То, чему их сейчас учат, потом они передадут другим, те будут учить других, и так вовеки веков.
158. Наши дети в не меньшей степени миссионеры, чем их родители, а иногда и больше. В руках Божьих они являются орудием для спасения душ и завоевания сердец, не менее важным, чем взрослые. Поэтому не следует преуменьшать значение детей, у нас они являются полноправными миссионерами.
159. Ему было всего три года, когда умер его отец. “Поэтому, – рассказывал он потом, – меня воспитывала моя благословенная матушка. Она развивала мои ранние способности к рисованию и поощряла мои посещения механических мастерских нашего города”. Однако в школе Роберт был слабым учеником, и учитель пожаловался на это его матери. На что миссис Фултон с гордостью ответила: “Голова моего мальчика, сэр, так полна подлинными знаниями, что в ней нет свободного места для ваших убогих книг”. “Мне было в это время всего десять лет, – говорил Фултон, – и моя мать была единственным человеком, понимавшим мою природную склонность к механике”.
160. Родители всегда стремились получить совет, как воспитывать детей; нуждаются они в таких советах и сейчас. В 1853 году миссис Абелл говорила по этому поводу следующее:
“Помните, что дети являются маленькими мужчинами и женщинами и, хотя им следует позволять вести себя по-детски, к ним следует относиться со всей серьезностью, но не сурово. Помните, что каждый взгляд, слово, интонация или жест, и даже то, как вы одеты, производит на ребенка впечатление.
Никогда не делайте ребенку замечания, основываясь лишь на подозрении, или если вы полностью не разобрались в ситуации, и никогда не шутите с чувствами ребенка, если речь идет о дисциплине.
В присутствии детей будьте всегда спокойными и бодрыми, общительными, но не экстравагантными, насмешливыми или вульгарными, что касается речи или жестов. Никогда не относитесь к ребенку несерьезно, наоборот, просительно, если он плохо себя ведет. Всегда следите, чтобы ребенок точно выполнял все ваши указания; не допускайте уклонения или изменений, если только он не попросит об этом и не получит разрешения.
Никогда не делайте ребенку замечаний в нетерпеливой, раздраженной манере.
Никогда не обманывайте доверия ребенка, идет ли речь о вашем обещании или о чем-то, что он доверил вам.
Всегда уделяйте ребенку внимание сразу же, как только он обратился к вам, чтобы ему не пришлось снова и снова звать вас, и чтобы он научился так же быстро отвечать на ваше обращение к нему.
Даже когда ребенок болеет, лучше ласково отказывать ему в неразумных просьбах, чем потворствовать им.
Никогда не пытайтесь говорить с ребенком о религиозных истинах или о Боге, когда вы находитесь в раздраженном состоянии – это не произведет желаемого вами эффекта. Такие разговоры нужно вести при более благоприятных обстоятельствах.
Учтите, что первые десять лет жизни ребенка – золотая возможность для его воспитания, которой потом больше не будет. Это время посева, а урожай будет зависеть от брошенных вами в детскую душу семян.
Никогда не допускайте эгоизма, который остужает сердце и заковывает скрягу в оковы.
Никогда не следует сурово упрекать детей при посторонних или насмехаться над ними, или выставлять напоказ их проступки.
Необходимо научить ребенка правильно вести себя за столом, не надоедать, если ему в чем-то отказывают, не вставать из-за стола без разрешения.
Не должно быть двух стандартов поведения – один для дома, другой для посторонних; правильное, спокойное поведение должно сохраняться в любых ситуациях.
Никогда не говорите ребенку: “Я тебе не верю”, и не выражайте сомнений. Если они и есть у вас, сохраните их при себе и подождите; правда, в конце концов, откроется”.
162. Старый церковный сторож на кладбище особенно тщательно ухаживал за маленькими могилами. Когда его спросили, почему он это делает, он ответил: “Сэр, когда речь идет о больших могилах, то я не знаю, кто с Господом, а кто нет, но совсем другое дело, когда речь идет о детских могилках”.
164. “Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их”. – Псалом 102:17,18
165. Говорят, что дети стоят не дешево. На мой взгляд, мы гораздо больше получаем, чем тратим на них. Они стоят всего, что затрачено на них. Дети – одно из самых больших чудес в этой жизни.
166. Обычно Сатана сперва стремится подружиться с родителями, чтобы потом легче завладеть их детьми.
167. Бог потряс мир не бомбой, а младенцем.
168. Рождение ребенка является свидетельством уверенности Бога в будущем человечества.
169. Каждому человеку необходимо признание, но некоторые заходят слишком далеко, как маленький мальчик, который сказал своему отцу: “Давай играть в дротики. Я буду бросать, а ты говорить “прекрасно”.
170. У моей мачехи, школьной учительницы, были постоянные проблемы с одним учеником. Она испробовала все, что только знала: убеждение, доброту, суровость. Не зная, что еще делать, она однажды ударила его линейкой по руке.
Когда она в следующий раз подняла линейку, чтобы ударить, ей в голову пришла мысль: “Я сделаю по-другому. Я позволю ему ударить меня по руке”. Удивленный ученик сильно ударил ее по руке. Никогда больше у нее не возникало никаких неприятностей с этим учеником.
Кто может подсчитать то огромное множество людей, которые, узнав о страданиях Иисуса на кресте, раскаялись в своих грехах и сказали: “Он пострадал за меня”. Божественная чудесная сила спасает нас, когда мы раскаиваемся в своих грехах и осознаем, что Иисус настолько любил нас, что пострадал за наши грехи.
171. У одного фермера как-то уродился хороший урожай пшеницы. За несколько дней до того, как его надо было убирать, разразилась буря с градом и уничтожила весь урожай. Когда буря закончилась, отец с маленьким сыном вышли на крыльцо. Мальчик посмотрел на то, что еще недавно было чудесным пшеничным полем, и со слезами на глазах взглянул вверх на отца, ожидая услышать слова отчаяния. Но вместо этого отец спокойно сказал: “Что бы ни случилось, в Тебе одном моя опора и надежда”.
Много лет спустя, став взрослым, сын вспоминал: “Это была самая замечательная проповедь, которую я когда-либо слышал”. Фермер потерял весь свой урожай, но, возможно, это был поворотный момент в жизни мальчика. Он увидел конкретное проявление веры своего благочестивого отца.
172. На банкете чествовали вдову, которая, оставшись с пятью маленькими сыновьями, сумела вырастить их достойными, порядочными людьми. “Объясните, как вам это удалось?” – спросили ее. “Весь секрет заключается в периодическом хлопке по спине. Это приносит хорошие результаты, если применяется в достаточно раннем возрасте, достаточно часто и достаточно низко”.
173. Знание Библии при отсутствии высшего образования гораздо более ценно, чем высшее образование без знания Библии.
174. Я уверен, что наша самая большая и важная работа сегодня – это наши дети. Вы спросите: “Что это значит? Разве наша главная задача не в том, чтобы идти по миру и проповедовать Евангелие? Разве наша работа не в том, чтобы быть миссионерами в чужих странах, спасая мусульман, индусов и других людей?” Все верно. Но ваши дети часть этих людей. За них вы несете личную ответственность. “Во-первых Иудею” (К Римлянам 2:10) – Во-вторых своей семье!
176. Есть старая история, которая называется “Нет лишних”.
Жила одна бедная семья, в которой было пятеро детей. Они как-то познакомились с состоятельной супружеской парой, и те прониклись симпатией к ним и их детям. Сами они были бездетны, и предложили бедной семье усыновить одного из их детей.
– Он будет жить в богатом доме, получит хорошее образование и унаследует наше состояние. Мы хотим усыновить одного из ваших детей.
Отец с матерью стали обсуждать, кого же из детей следует отдать. Они вошли в спальню, где спали дети.
– Кого же отдать? Может, этого, а может того?
Когда утром богатые супруги пришли и спросили:
– Которого же вы отдаете нам?
Родители ответили:
– Извините, но у нас нет лишних.
177. Ухо ребенка – весьма чувствительный инструмент, который может не слышать, как родители зовут его из соседней комнаты, но моментально улавливает звон колокольчика мороженщика на улице.
178. Молодое поколение всегда критикуется поколением, вырастившим его.
179. Слишком часто дети, все еще живущие со своими родителями, уже оказываются брошенными.
182. Не все дети не слушаются своих родителей. Просто, некоторым никогда не говорят, как себя надо вести.
183. Если вы видите детей, но не слышите их, вы, вероятно, смотрите на них через бинокль.
184. Дети всегда озаряют дом. Они никогда не выключают свой свет.
185. Необычайный ребенок – тот, кто задает своим родителям вопросы, на которые они могут ответить.
187. Дети позорят нас на людях, ведя себя так, как мы ведем себя дома.
188. Сейчас на то, чтобы развлечь ребенка, тратят больше, чем когда-то ушло на то, чтобы дать образование его отцу.
189. Детям, посещающим воскресную школу, редко приходится посещать суд.
190. Есть много “смышленых детей”, которым следует “аплодировать” одной рукой.
191. Дети могут развалить дом, но они никогда не развалят семью.
193. Большинство детей не могут понять, почему страна, производящая атомные бомбы, запрещает устраивать фейерверки.
196. Если вы недовольны и расстроены своими детьми, представьте себе, что чувствует Бог по отношению к вам.
197. Дети гораздо более склонны следовать за вами, чем в направлении, которое вы им указываете.
198. Хотя ребенок не обладает большой силой, он может удержать семью от распада.
200. Детям нужна поддержка, на которую можно было бы опереться, плечо, на котором можно поплакать, и пример, на котором можно учиться.
201. Ни один ребенок не откажется выполнить ваше поручение, если вы попросите его об этом тогда, когда ему пора ложиться спать.
203. Если вы не хотите, чтобы ваши дети слушали, что вы говорите, сделайте вид, что обращаетесь к ним.
204. Ребенку очень трудно поступать правильно, если он никогда не видел, как это делается.
206. Мальчик – это единственное, из чего Бог может сделать мужчину.
208. Дети редко искажают сказанное вами; обычно они слово в слово повторяют то, что вам не следовало говорить.
209. Дети – лучшее из того, что вы можете иметь у себя в доме.
210. В наши дни очень трудно учить детей алфавиту. Они думают, что В следует сразу же после Т.
211. Родители бывают неприятно поражены, когда их дети лгут, но иногда бывает еще хуже, когда они говорят правду.
212. Каждый отец должен помнить, что однажды его сын последует не его совету, а его примеру.
213. Как садовник несет ответственность за все, что растет в саду, так и семья ответственна за характер и поведение своих детей.
214. Удачливый фермер – тот, кто вырастил большой урожай хороших ребят.
215. Дети часто укрепляют брак, так загружая своих родителей, что у тех просто не остается времени на ссоры.
217. Кто сказал, что дети непослушны? Они готовы подчиниться любой телерекламе, предлагающей купить новую игрушку.
218. Следует отдать должное американским родителям – они знают, как надо слушаться своих детей.
219. Детская психология – это то, с помощью чего ребенок управляет своими родителями.
220. Где дети берут вопросы, на которые не могут ответить их родители?
221. Возможно, хорошие учителя стоят дорого, но плохие обходятся еще дороже.
222. Человек, у которого за спиной сплошные неприятности, это, вероятно, водитель школьного автобуса.
225. Мальчик любит собаку, потому что это единственное существо в доме, которое не находит в нем недостатков.
227. Научить ребенка считать не так важно, как научить его, с чем надо считаться.
229. По мнению психиатров, дисциплина гораздо реже травмирует детскую душу, чем ее отсутствие разбивает сердца родителей.
232. Одна из проблем преступности несовершеннолетних заключается в том, что дети убегают из дома. Вполне возможно, что они ищут своих родителей.
233. Дети похожи на влажный цемент. Все, что прикасается к ним, оставляет отпечаток на долгое время.
234. Наш маленький “новый ученик” – особое событие для нас. Он был зачат и рожден в Индонезии, где мы в течение шести лет вели миссионерскую деятельность. Я пять лет была замужем и никак не могла забеременеть, но, наконец, мне это удалось. Индонезийцы верят, что если женщина, которая не может зачать ребенка, усыновит одного, то Бог пошлет ей еще детей. Когда мы усыновили Сэмюеля, друзья уверили нас, что скоро я забеременею. Я не сомневалась, что если буду верить и постараюсь стать хорошей матерью Сэмюелю, то, в конце концов, у меня будут собственные дети. И я забеременела как раз перед его первым днем рождения.
Мы надеемся, что это свидетельство вдохновит других, у кого такие же проблемы. Со времени Он это сделает, потому что Он истинный Бог всей плоти и все для Него возможно. – Дэниел и Мириам, Индонезия.
235. У Фемистокла был сын. Мать безумно любила его.
– Этот малыш – повелитель всей Греции, – сказал Фемистокл.
– Почему? – удивился его друг.
– Он управляет своей матерью, его мать управляет мной, я правлю Афинами, а Афины правят всей Грецией.
237. Почти два века назад люди, затаив дыхание, следили за продвижением армии Наполеона, с нетерпением ожидая новостей с поля боя. Тем не менее, в семьях по-прежнему рождались дети. Но кто тогда думал о детях? Мысли большинства людей были заняты сражениями.
В 1809 году между Трафальгаром и Ватерлоо появились на свет несколько детей, которым суждено было стать звездами первой величины: Глэдстон, Оливер Уэндлл Холмс, Теннисон и Феликс Мендельсон. Но никто не думал о детях, все думали о битвах. Но какая из битв 1809 года значит больше, чем дети, родившиеся в этом году?
Нам кажется, что Бог может управлять миром лишь с помощью больших армий, а Он делает это с помощью детей. Когда необходимо исправить несправедливость, провозгласить истину или открыть континент, для этого Бог посылает в мир ребенка.
240. Человеческие младенцы представляют собой прекрасную аналогию с духовными младенцами. Это единственные малыши, рождающиеся абсолютно беспомощными. Ни у каких животных детеныши не рождаются столь беспомощными, как человеческие младенцы. У всех домашних животных детеныши почти сразу могут встать, начинают ходить, каким-то образом заботятся о себе, единственное, в чем они нуждаются, это в материнском молоке. Совсем не так с человеческими младенцами – с нашими духовными младенцами, которые так нуждаются в молоке Слова и зависят от нас в своем росте.
244. Моя мать глубоко верила, что на ребенка можно повлиять еще до его рождения, и она следовала этому принципу. Когда она была беременна мной, она ходила по художественным галереям, чтобы любоваться прекрасными картинами, на симфонические концерты, чтобы слушать прекрасную музыку, читала вслух Библию и пела гимны, ходила в церковь – короче, делала все, что, по ее мнению, было полезно для меня, могло оказать благоприятное воздействие, хорошо повлиять на меня.
245. Ты маленький ангел, потому что любишь Иисуса, и ты прилетел к нам с небес, чтобы быть с нами, и когда-нибудь ты вернешься обратно. Ты был на небесах с Иисусом. Но потом ты спустился с небес и оказался во тьме материнского чрева, а потом вышел из темноты на Его небесный свет. Разве это не прекрасно?
246. Господь лишает детей памяти об их предшествующем существовании на небесах, чтобы это не печалило их. Они не чувствуют себя так плохо на земле, как если бы помнили о прелестях небес. – Потерянный рай!
247. Разве не чудесно наблюдать, как ребенок учится и растет? Знаете ли вы, что ребенок уже учится, будучи еще в утробе матери? Он слышит звуки, голоса, учится различать их.
249. Когда мальчик сбивается с пути, умирает хороший человек.
250. Из 8 000 несовершеннолетних преступников лишь 42 регулярно посещали воскресную школу.
251. Мама с пятилетней дочерью были в гостях. Девочка вела себя плохо, и мама сказала:
– Сара, ты не должна так поступать.
Девочка скоро забыла предупреждение и сделала то же самое. Мама сказала:
– Сара, если ты так сделаешь еще раз, я тебя накажу.
Скоро ребенок снова повел себя плохо. Когда пришло время возвращаться домой, мама пошла за своей шляпкой, а Сара сидела грустная, зная, что дома ее ждет наказание. Заметив это, одна молодая женщина сказала:
– Не волнуйся, я попрошу твою маму, чтобы она тебя не наказывала.
На что девочка ответила:
– Это не поможет. Моя мама всегда держит свое слово.
252. Если взглянуть на количество разводов сегодня, то кажется, что больше родителей убегает из дома, чем детей.
253. Грустно думать о том, что отцы носят титул, который Сам Бог выбрал Себе, чтобы определить отношения между Ним и Его народом.
254. Младенцы очень хорошо распознают людей. Я думаю, они значительно более восприимчивы психически, чем взрослые. Даже если они еще плохо видят, они узнают голос, прикосновение и, возможно, чувствуют ваше духовное состояние.
255. Полицейское управление Хьюстона, Техас, выпустило брошюру, в которой содержатся указания, как воспитать несовершеннолетнего преступника:
“Начиная с раннего возраста, давайте ребенку все, что он захочет. Если он подхватывает дурные слова, смейтесь. Никогда не занимайтесь его духовным воспитанием. Дождитесь его совершеннолетия, и пусть тогда он решает этот вопрос самостоятельно. Никогда не пользуйтесь словом “плохо”. Это может вызвать у него комплекс вины. Делайте все за него, чтобы он привык перекладывать ответственность на других. Пусть он читает все, что попадается ему на глаза.
Чаще ссорьтесь в его присутствии, тогда он не будет потрясен распадом семьи. Давайте ему столько карманных денег, сколько ему захочется. Он не должен испытывать тех трудностей, которые испытали вы. И приготовьтесь к жизни, полной несчастий – вы их получите”.
257. Ребенок должен приучиться к послушанию в семье, иначе он никогда не научится повиноваться небесному Отцу.
258. Пусть первый урок вашего ребенка будет уроком послушания, а второй вы можете выбрать по собственному усмотрению.
259. Недавно ко мне попал церковный бюллетень, в котором напечатана следующая современная сказка:
“Жил-был маленький мальчик. Когда ему было три недели от роду, родители отдали его сиделке. Когда ему исполнилось два года, они одели его ковбоем и дали ему пистолет. Когда ему было три года, все говорили “какой милый”, когда он пытался читать услышанную им рекламу пива. Когда ему было шесть лет, отец забрал его из воскресной школы. Когда ему исполнилось восемь лет, они купили ему духовное ружье и научили стрелять воробьев. Стрелять по стеклам он научился сам.
Когда ему исполнилось десять лет, он проводил все время в аптеке, читая комиксы. Его матери не было дома, и его отец был занят. Когда ему исполнилось тринадцать, он сказал родителям, что другие ребята остаются на улицах столько, сколько им захочется, и они разрешили поступать так же. Так было проще. Когда ему исполнилось четырнадцать, они подарили ему двухтонный автомобиль, добились для него прав на вождение и сказали, чтобы он был “осторожен”. Когда ему было пятнадцать, родителям позвонили из полиции однажды вечером и сказали: “Ваш сын у нас. У него неприятности”. “Это не может быть МОЙ сын!” – воскликнул отец. Но… это был он”.
264. Уже на протяжении долгого времени мусульмане осаждали столицу Испании. Король Альфонсо мужественно и умело руководил обороной, но случилось так, что в плен был захвачен его сын.
Осаждавшие решили извлечь максимальную выгоду из такого заложника. Султан приказал построить виселицу в виду города. Юного принца подвели к ней, а королю передали: “Альфонсо, либо город – либо твой сын”.
Какой тяжкий выбор для отца! С тревогой следили придворные и офицеры за лицом короля. Сдаст ли он город и позволит ли врагам истребить его жителей или увести их в рабство? Или он допустит гибель своего любимого сына? Однако им не пришлось долго ждать. Король быстро принял решение. Султану пришел ответ: “Пусть мой сын умрет, чтобы мои люди могли жить”.
260. Часто, когда мы слышим, что говорят наши дети, мы понимаем, что должны внимательно следить за тем, что говорим в их присутствии.
261. Слишком многие отцы привязывают на ночь своих собак, но позволяют своим сыновьям бродить, где им вздумается.
265. Один молодой удачливый адвокат говорил:
“Самый прекрасный подарок я получил однажды на Рождество, когда отец подарил мне маленькую коробочку, внутри которой лежала записка, в которой говорилось: “Сын, в этом году я подарю тебе 365 часов – один час ежедневно после обеда. Они твои. Мы будем беседовать, о чем ты захочешь, ходить, куда ты захочешь, играть, во что ты захочешь. Это будет твой час”.
Мой отец не только сдержал свое слово, но и возобновлял его каждый год, и это был самый прекрасный подарок в моей жизни. Я стал таким, каков я есть, благодаря его времени”.
266. Пропал мальчик! Он не был похищен бандитами, не спрятан ими в пещере, не плачет и не голодает, и люди не идут на его поиски. Его отец потерял его. Он был слишком занят, чтобы сидеть с ним и отвечать на его наивные вопросы в тот период, когда отец является для сына самым великим героем. Мать тоже потеряла его. Увлеченная большими проектами, занятая в клубах с высокими целями, она перепоручила его няне и утратила свое влияние на него.
267. Когда человек восхваляет дисциплину, в девяти случаях он собирается надзирать за ней, а не подчиняться ей.
268. Если бы не мошенник-бакалейщик, Дж.С. Пенни мог бы сам стать владельцем продуктового магазина, а не владельцем целой сети магазинов по всей стране.
Подростком, Джим работал у бакалейщика в Хэмилтоне, Миссури. Ему нравилась эта работа, и он рассчитывал сделать такую же карьеру. Однажды вечером, придя домой, он с гордостью рассказал своим родителям о своем “хитром” хозяине. Бакалейщик обычно подмешивал дешевые сорта кофе в дорогие, что увеличивало его доход. Джим со смехом рассказал эту историю за ужином.
Однако его отец не увидел в этом ничего смешного.
– Ответь мне, – сказал он, – если бы твой бакалейщик узнал, что кто-то всучил ему дешевый товар по цене дорогой, счел бы он это обычной ловкостью и посмеялся бы над этим?
Джим видел, что отец разочарован в нем.
– Я думаю, нет, – ответил он. – Я никогда не рассматривал это таким образом.
Отец сказал Джиму, чтобы на следующий день он получил у бакалейщика все заработанные им деньги и уволился с работы. В Хэмилтоне в то время было немного рабочих мест, но отец предпочитал, чтобы Джим оставался без работы, чем служил у мошенника.
Так Дж.С.Пенни чуть не стал бакалейщиком.
272. Я никогда не забуду один эпизод, произошедший в нашем доме (где нас было десять детей), когда мы сидели с отцом, и зашел разговор об обучении в колледже. Один из детей сказал ему:
– Если бы ты, с твоей светлой головой, занялся коммерческим правом, вместо того, чтобы стать проповедником, у нас у всех была бы возможность учиться в колледже, а у тебя были бы деньги, чтобы оплатить нашу учебу.
Мой отец отвернулся к окну, а когда повернулся обратно, по его лицу текли слезы.
– Да, это правда, – сказал он. – Я не мог бы это сделать. Но когда вы проснулись бы в аду, вы проклинали бы меня гораздо сильнее, чем сейчас. Дети, деньги – это еще не все. Я постараюсь оставить вам наследство, которое нетленно и вечно. Когда я покину вас – бедный методистский проповедник – вы будете знать, что я знал Иисуса.
Я так рад, что он не сделал так, как хотели дети.
274. У нас был друг, жена которого подала на развод из-за его строгого, сурового обращения с их детьми-подростками, от которых он требовал дисциплины. Однако, когда она забрала детей у этого благочестивого христианина с его строгой дисциплиной, Бог знал, что делать. Однажды холодным вечером мать и пятеро ее детей были найдены мертвыми – они задохнулись от газового обогревателя. Бог забрал их всех, чтобы этот несчастный человек больше не был обязан нести ответственность за них, поддерживать их, платить алименты; чтобы он был свободен и мог служить Богу. И он занялся миссионерской деятельностью.
275. Каждый слышал о Мартине Лютере. Но кто знает имя его матери, жены шахтера, которая часто голодала, чтобы маленький Мартин мог ходить в школу.
278. Прохожий шел по улице и увидел сидящего на обочине грязного, голодного и оборванного мальчишку, который просил милостыню, чтобы купить себе еды.
– Где ты живешь? – спросил прохожий.
Мальчишка указал на большой особняк за ним.
– Ты живешь там? Ты один из слуг?
– Нет. Я сын хозяев.
– Где же твой отец?
– Он ушел по делам.
– А где твоя мать?
– Она на собрании Общества заброшенных детей.
279. Пожилая, седая мать сидела с улыбкой на лице, ожидая своего знаменитого сына, Дуайта Эйзенхауера. Кто-то сказал: “Вы, вероятно, очень гордитесь своим выдающимся сыном”. “Каким сыном?” – спросила она. Для этой благородной матери каждый из сыновей был выдающимся.
Дуайт Эйзенхауер говорил: “Моя святая мать научила меня преданности Богу и любви к стране, которые поддерживали меня много раз в минуты принятия решений в далеких и враждебных землях. Я приношу своей матери почтительную сыновнюю благодарность”.
280. Я довольно рано потерял мать, но ее влияние, оказанное на меня, длится всю жизнь. Результаты ее воспитания невозможно утратить. Если бы не ее любовь и вера в меня в критический момент моей жизни, я, вероятно, никогда не стал бы изобретателем. Я был довольно безответственным ребенком, и с матерью другого умственного склада я, возможно, скатился бы на дурной путь. Но ее твердость, ее нежность, ее доброта смогли удержать меня на правильном пути. Моя мать сотворила меня. Память о ней для меня священна.
Томас А.Эдисон
281. Много лет назад молодая мать шла через холмы Южного Уэльса, неся на руках своего маленького ребенка, когда внезапно разразилась ужасная метель. Она не добралась живой до места назначения. Когда метель стихла, под снегом было найдено ее тело. Однако, как обнаружили спасатели, перед смертью она сняла верхнюю одежду и завернула в нее своего ребенка.
Когда его развернули, то, к великому удивлению и радости, он оказался живым. Мать отдала свою жизнь за ребенка, доказав глубину своей любви. Годы спустя этот ребенок, Дэвид Ллойд Джордж, возмужав, стал премьер-министром Великобритании и одним из выдающихся английских государственных деятелей.
287. Мама – это имя Бога в устах и сердцах малышей.
289. Некоторое время назад мне случилось лететь на большом авиалайнере, который попал в грозу. Несмотря на размеры самолета и мощность его четырех моторов, его сильно болтало. Рядом со мной сидел девятилетний мальчик. Вдруг он посмотрел на меня и спросил: “Вы боитесь?” Я улыбнулся и ответил: “Нет, это забавно”. И с мальчиком сразу же произошла перемена – страх и напряжение покинули его. Теперь это его тоже забавляло.
291. Господь создал родителей, чтобы они были примером Его любящей дисциплины и любящего правления. Я полагаю, Он хотел, чтобы их любящая забота и любящая дисциплина служили подготовкой к подчинению Ему. Если мы всю жизнь подчинялись нашим земным родителям, то нетрудно будет признать власть Божью, поклониться ей, подчиниться ей.
293. Старый директор школы сказал священнику, пришедшему проверять его школу:
– Я уверен, мои дети знают катехизис слово в слово.
– Но понимают ли они его? Вот в чем вопрос, – ответил священник.
Директор уважительно кивнул головой, и экзамен начался. Маленький мальчик начал читать наизусть пятую заповедь:
– Почитай отца твоего и мать твою.
Его попросили объяснить эту заповедь. Вместо того, чтобы попытаться сделать это, мальчик,
покраснев тихо сказал:
– Вчера я показал одному незнакомцу путь через гору, и острые камни изрезали мне ноги. Увидев, что они кровоточат, мужчина дал мне немного денег, чтобы я купил себе ботинки. Я отдал эти деньги маме, потому что у нее тоже нет ботинок. Я подумал, что мне легче ходить босиком, чем ей”.
294. Чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете проблемы, которые родители имели с вами; Я думаю, сегодня многие из вас, оглядываясь назад, сожалеют о некоторых поступках и поведении и о том, что не ценили их, когда они были с вами. Я надеюсь, теперь вы говорите им об этом.
296. Однажды занятая мать жаловалась, что так мало времени уделяет христианской работе.
– В конце концов я смогу предъявить лишь жизнь, посвященную домашнему хозяйству,
печально сказала она знакомой.
– Ну почему же, мама, – воскликнула ее маленькая дочка, которая услышала эти слова. – Мы все, твои дети, встанем и скажем, что ты сделала для нас все! Я не думаю, что там, на небесах, они захотят чего-нибудь лучшего, чем хороших матерей.
– Девочка права, – сказала знакомая. – Земля не может послать на небо лучших святых, чем истинные матери-христианки, полностью выполнившие свой долг.
299. – Что будете заказывать? – спросил официант мужчину, севшего за столик в ресторане.
– Стакан пива, – ответил мужчина.
– А что принести для мальчика? – спросил официант про сына, сидевшего рядом с отцом.
– То же, что папе, – сказал мальчик.
– Принесите мне что-нибудь другое, – моментально произнес отец.
300. Ни один ковбой не выхватывает свой револьвер с такой быстротой, с какой дед достает из бумажника фотографию внука.
303. П.Х. Чанга, китайского генерального консула в Нью-Йорке, попросили объяснить, почему среди китайской молодежи в Америке нет преступников. Он ответил: “Китайский ребенок, где бы он ни жил, воспитывается в сознании, что он не может опозорить своих родителей. Прежде чем китайский ребенок сделает шаг, он остановится и подумает, какова будет реакция его родителей. Будут ли они гордиться им, или они будут стыдиться его? Вот единственный вопрос, который он себе задает”.
308. Маленькая Мери Нелл обеими руками уплетала шоколадные конфеты, когда внезапно появился ее отец, вернувшийся с прогулки. Отправив в рот последний кусок шоколада, девочка взвизгнула от восторга и бросилась к отцу, в его раскрытые объятия, радостно крича: “Папа! Папа! Ты вернулся! Ты вернулся!”
Отец заметил измазанные шоколадом руки, рот и платье Мери слишком поздно. Его белая рубашка была испачкана. В первую минуту он хотел отругать дочку. Однако, он просто поставил ее на землю и рассмеялся. Он не смог иначе отреагировать на этот искренний порыв любви, радости и привязанности, потому что подумал: “Разве я не появлюсь перед небесным Отцом, испачканный многими годами грешной жизни? Разве Он не примет меня в Свои объятия с любовью?”
309. Молодая мать стояла в начале жизненного пути.
– Будет ли путь долог? – спросила она.
Ее Наставник ответил:
– Да. Путь будет долог и труден. И ты состаришься, прежде чем достигнешь конца пути. Но конец пути будет лучше его начала.
Но молодая мать была счастлива, и не могла поверить, будто может быть лучше этих лет. Она играла со своими детьми, собирала для них цветы, купалась с ними в прозрачных водах реки; над ними светило солнце, жизнь была прекрасна, и молодая мать восклицала:
– Ничто не будет прекраснее этого!
Пришла ночь, началась буря, путь был невиден в темноте, дети дрожали от страха и холода. Мать прижала их к себе, укрыла их своим плащом, и дети сказали:
– Мама, мы не боимся, потому что ты рядом, и с нами ничто не может случиться.
И мать сказала:
– Это лучше сияния дня, потому что я научила моих детей мужеству.
Пришло утро. На их пути встретился холм, они стали взбираться на него, и дети устали, и мать тоже устала, но она повторяла детям:
– Немного терпения, и мы достигнем вершины.
Дети продолжали взбираться, и когда достигли вершины, они сказали:
– Без тебя, мама, мы не смогли бы этого сделать.
И когда они ложились спать, мать, глядя на звезды, сказала:
– Этот день лучше предыдущего, потому что мои дети научились стойкости перед лицом трудности. Вчера я дала им мужество, Сегодня я дала им силу.
На следующий день странные тучи окутали землю – тучи войны, ненависти и зла, – и они шли ощупью, и дети спотыкались, и мать сказала им:
– Посмотрите вверх, поднимите глаза к Свету.
Дети посмотрели, и увидели над тучами вечную Славу, и она направляла их, и вывела из тьмы. В эту ночь мать сказала:
– Это самый лучший день из всех, потому что я показала моим детям Бога.
Шли дни, недели, месяцы, годы; мать состарилась и согнулась. Но ее дети были высокими, сильными, исполненными мужества. Когда путь бывал труден, они помогали матери, а когда дорога становилась слишком крутой, они несли ее на руках – она была легкой, как перышко, – и, наконец, они подошли к холму, и над холмом они увидели сияющую дорогу и широко раскрытые золотые ворота.
И мать сказала:
– Я достигла конца моего пути. Теперь я знаю, что конец лучше начала, потому что мои дети могут теперь идти одни, а потом пойдут их дети.
И дети сказали:
– Ты всегда будешь идти с нами, мама, даже когда ты войдешь в эти ворота.
И они стояли и смотрели, как она шла одна, и ворота за ней закрылись. И они сказали:
– Мы не можем видеть ее, но она с нами. Такая мать, как наша, это больше, чем память. Она всегда жива и рядом с нами.
311. Это заповедь Божья, и Иисус говорил о ней, и она является частью Его закона любви: “Почитай отца и мать”. (От Матфея 19:19) Он сказал, что это первая заповедь с обещаниями. Подумайте об этом. “Почитай отца твоего и мать”, это – первая заповедь с обетованием: “Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле”. (К Ефесянам 6:2,3)
315. Требуется большое мужество и мудрость, чтобы сказать своему ребенку: “Мне все равно, что ты думаешь обо мне сейчас; для меня важно, что ты будешь думать обо мне через несколько лет”.
317. Матерям, ругающим сына за то, что они таскают в своих карманах разные ненужные вещи, следовало бы заглянуть в собственные сумочки.
319. Я знаю маленького мальчика, который, испугавшись молнии и грома, звал ночью отца:
– Папа, подойди, я боюсь.
– Сынок, – ответил отец, – Бог любит тебя и позаботится о тебе.
– Я знаю, что Бог любит меня и что Он позаботится обо мне, – отвечал мальчик, – но сейчас
мне бы хотелось, чтобы рядом был кто-то, такой же, как я.
323. “Я пострадал от этого больше, чем ты, – заметил судья, приговаривая свою дочь к штрафу в 10 долларов за превышение скорости и в 3 доллара за проезд на красный свет и, доставая из кармана бумажник, чтобы заплатить штрафы.
326. Насколько огорчены и разочарованы вы бываете, когда ваш ребенок совершает ошибку? Конечно, вам это не нравится, но ведь вы понимаете, что он иногда будет ошибаться и неправильно вести себя, потому что это неизбежная часть его взросления. Не следует слишком сердиться, если ваш ребенок что-то сделал не так, ведь это неизбежно; дети не являются совершенством. Все разочарования забудутся, и вы почувствуете счастье, видя, как он учится на ошибках и начинает поступать правильно. Когда вы учитесь, ошибки неизбежны.
328. Ваши дети – это ваша самая главная задача, самая большая ответственность. Это маленькие ученики, которых дал нам Бог, чтобы мы заботились о них и воспитывали их, чтобы мы учили их почитать Бога, чтобы научили их идти правильным путем, с которого они не свернули бы и в старости. (Притчи 22:6)
329. С появлением телевидения больше нет семейного круга – есть полукруг.
332. Послушай, сын, я говорю это, когда ты спишь, твоя маленькая ладошка под щекой, твои светлые волосы разметались по влажному лбу. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке, читая газету, на меня нахлынула волна раскаяния. Чувствуя свою вину, я пришел к твоей постели.
Вот о чем я думал, сын: Я был слишком суров с тобой. Я отругал тебя, когда ты собирался в школу, потому что ты, вместо того, чтобы умыться, просто протер лицо полотенцем. Я бранил тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердился, когда ты бросал свои вещи на пол.
За завтраком я тоже придирался к тебе. Ты все проливал. Ты проглатывал пищу, не прожевывая. Ты клал локти на стол. Ты намазал слишком много масла на хлеб. А когда я уходил, и ты сказал мне: “До свидания, папа”, – я нахмурился и бросил в ответ: “Следи за своей осанкой”.
Во второй половине дня все продолжалось тек же. Когда я возвращался, я увидел, как ты, стоя на коленях, играешь в шарики. У тебя на носках были дырки. Я унизил тебя перед твоими приятелями, заставив идти домой впереди меня. Носки дорогие, и если бы ты сам покупал их, ты был бы осторожнее. Взгляни на это со стороны отца.
Помнишь, позднее, когда я сидел в библиотеке, читая, ты смущенно вошел, с каким-то робким выражением в глазах? Я взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что меня оторвали от чтения, и резко спросил: “Ну, что тебе нужно?”
Ты ничего не ответил, но, охваченный порывом, подбежал ко мне, обнял за шею и поцеловал меня. Твои маленькие руки обняли меня с такой любовью, вложенной Богом в твое сердце, какую не погасить даже пренебрежением. А потом ты убежал.
После этого газета выпала из моей руки, и мной овладели растерянность и страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, делать замечания – вот моя награда тебе за то, что ты мальчик. Дело не в том, что я не любил тебя; просто я ждал от ребенка слишком многого. Я подходил к тебе с меркой взрослого человека. А ведь в твоем характере столько всего хорошего, искреннего. Твое маленькое сердце так же велико, как заря над холмами. Это видно из твоего порыва, когда ты вбежал и поцеловал меня. Все остальное не имеет значения. Я пришел к твоей постели в темноте и, пристыженный, приклонил колени.
Это слабое искупление. Я знаю, ты не понял бы этих вещей, если бы я сказал их тебе, когда ты проснешься. Но завтра я стану настоящим отцом. Мы будем с тобой друзьями, мы будем вместе смеяться и вместе огорчаться. Я буду сдерживать резкие слова. Я буду мысленно повторять: “Он всего лишь мальчик, маленький мальчик”.
Боюсь, я относился к тебе, как к взрослому человеку. Но теперь, когда я смотрю, как ты спишь в своей постели, я вижу, что ты все еще ребенок. Еще вчера ты был на руках у матери, твоя голова лежала у нее на плече. Я требовал от тебя слишком много, слишком много.
336. Джентльмен, жена которого родила мальчика через шесть месяцев после замужества, спросил врача, какова может быть причина этого.
– Не следует беспокоиться об этом, – отвечал врач. – Так часто случается с первым ребенком, но потом этого уже никогда не бывает.
337. Материнское терпение – как тюбик зубной пасты – никогда не исчерпывается полностью.
338. Если отвергать вещи лишь потому, что они старомодны, то придется отказаться от солнца и луны – и от материнской любви.
343. Маленькая девочка, которую сурово отругала ее мать, всхлипывая, говорит сама с собой: “Если бы моя мама любила меня так же, как она любит Бога! Она говорит с Ним по-доброму “.
В связи с этим приходят на ум слова одного выдающегося человека: “С раннего детства я в долгу перед жизнью моей матери. Она всегда жила так же, как молилась”.
344. В своей книге “Странные узоры в вышивании” миссис Соня Э.Хоу упоминает об эпизоде, свидетельницей которого она стала, будучи еще подростком.
Знаменитый русский ученый работал над мозаикой, копирующей старую роспись в знаменитом соборе. Один за другим подбирал он маленькие кусочки мрамора, воплощая свой замечательный замысел. Соня Хоу подошла к нему и спросила:
– Наверно, это ужасно скучная, неинтересная работа?
– Вовсе нет, – ответил художник, – потому что, видите ли, это работа для вечности. (1-е Коринфянам 15:58)
345. Жарким, сияющим днем семья пригласила гостей на обед. Когда все сели за стол, глава семьи повернулся к своему шестилетнему сыну и попросил его прочесть молитву.
– Но папа, я не знаю, что говорить, – возразил мальчик.
– Просто повтори то, что ты слышал от меня, – вмешалась мать.
Сын послушно склонил голову и произнес:
– О, Господи, зачем я пригласила этих людей в такой жаркий день!
346. Агостиньо д’Антонио, скульптор из Флоренции, Италия, усердно, но безуспешно, работал над большой глыбой мрамора.
– Я не могу справиться с ней, – сказал он, наконец.
Другие скульпторы также пытались что-нибудь сделать из этого мрамора, но в конце концов
отказывались от своих намерений. Камень был выброшен и сорок лет пролежал среди мусора.
Прогуливаясь однажды, Микеланджело увидел этот камень и оценил скрытые в нем возможности. Он был перенесен в его мастерскую. Он начал работать над ним. Наконец, его проницательность и труд увенчались успехом. Из, казалось бы, бесполезного камня был изваян один из самых великих шедевров мировой скульптуры – “Давид”.
347. Во все века ни у одного народа не было лучшего друга, чем мать, которая учит своих детей молиться.
348. Мать – это женщина, украшающая свою жизнь детьми.
349. Один из способов обуздать преступность среди несовершеннолетних – убрать родителей с улиц по ночам.
351. Хватит критиковать молодое поколение. Если мы не можем угнаться за ним, мы можем, по крайней мере, следовать позади него.
352. Две маленькие девочки играли в куклы и распевали:
– В руках Иисуса мы в безопасности.
– Откуда вы знаете, что вы в безопасности? – спросила старшая сестра.
– Потому что я крепко держу Иисуса обеими руками, – ответила одна девочка.
– Это не очень надежно, – заметила другая. – А вдруг подкрадется Сатана и отрубит тебе
руки?
Девочка огорчилась, выронила куклу и задумалась. Внезапно ее лицо осветилось радостью.
– Но я забыла! Иисус тоже держит меня, а Ему Сатана не может отрубить руки, так что я в
безопасности!”
353. Через Рочестер, Нью-Йорк, течет река Дженесси между пологими и обрывистыми берегами. Однажды, джентльмен, живший в этом городе, сошел с поезда, вернувшись домой из поездки. Он спешил домой, увидеть жену и детей, когда внезапно увидел на берегу реки возбужденную толпу людей.
– В чем дело? – крикнул он.
– Мальчик упал в реку!
– Почему же вы не спасаете его?!
Моментально, отбросив портфель и сбросив пальто, он бросился в реку, схватил мальчика и доплыл с ним до берега. Вытирая воду с лица и приглаживая мокрые волосы, он вдруг воскликнул:
– Господи! Да ведь это мой сын!
Он бросился в воду за чьим-то ребенком, а спас своего.
354. Воскресным утром отец сидел в кресле и читал воскресную газету. Потом он обратился к сыну:
– Отложи свои комиксы. Собирайся в воскресную школу.
– Папа, а ты пойдешь со мной?
– Нет, я не пойду, но я хочу, чтобы ты поторопился собраться.
– Папа, а сам ты ходил в воскресную школу, когда был маленьким мальчиком вроде меня?
– Конечно, ходил. Каждое воскресенье.
Печально выходя из комнаты, мальчик пробормотал:
– Готов спорить, что и мне она не пойдет на пользу.
355. Дети обладают огромной способностью к подражанию. Однажды маленькая девочка с огромным интересом наблюдала за устроенной ее матерью вечеринкой. Она смотрела, как ее мать одета, как она играла в карты, как женщины пили коктейли и курили. На следующий день девочка собрала своих подружек, и они устроили собственную “вечеринку”. Девочка одела мамино платье, затем, пройдя в ее комнату, взяла пачку сигарет. Вернувшись к подружкам, она взяла сигарету в рот и зажгла спичку. Однако, пытаясь прикурить, она случайно подожгла платье, которое было ей слишком велико. В одну секунду она стала “живым факелом”. Через несколько часов она лежала мертвая, вся обугленная. Перед тем, как умереть, она прошептала:
– Я сделала, как мама, и это убило меня!

Оставить комментарий

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные для заполнения поля помечены *

Вы можете использовать следующие HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

очиститьОтправить