Подборка статей, рассматривающих христианский подход к воспитанию и обучению детей.

 

СЕКРЕТ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ – ЛЮБОВЬ! Часть 2

 

СТРЕМИТЕСЬ ПООЩРЯТЬ АТМОСФЕРУ ЧЕСТНОГО И ОТКРЫТОГО ОБЩЕНИЯ С ВАШИМИ ДЕТЬМИ

 

Поощряйте ребенка открыто делиться с вами всем, что у него на сердце. Конечно, очень важно не реагировать критически, осуждающе или унижающе, когда ребенок изливает свою душу, признаваясь в совершенной им ошибке или делясь какими-то опасениями и др. Встретив отрицательную реакцию с вашей стороны, он в следующий раз, вероятно, подумает дважды, прежде чем быть с вами откровенным.

Мы обнаружили, что “время” для чистосердечного разговора в сочетании с теплыми объятиями, в огромной степени убеждает ребенка в нашей любви и искренней заботе, в то время как мы стараемся внимательно выслушать и понять его. Он никогда не забудет этих особых часов, проведенных с вами. В большинстве случаев, наиболее дорогие нашему сердцу моменты в детстве – это те, когда наши родители показывали свою любовь, уделяя нам свое личное время и внимание, просто обсуждая что-то с нами.

“Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу” (Евр.13:16).

Конечно, прежде чем ожидать от наших детей честности в отношениях с нами, мы, в свою очередь, должны быть честными с ними. Это очень помогает детям, когда они знают, что их родители не являются абсолютным совершенством (да и детям это часто известно). Честно признаваясь в своих ошибках и слабостях, вы показываете хороший пример честности и смирения, и ваши дети будут любить вас еще больше!

В любой ситуации откровенного общения очень важно быть хорошим слушателем. Хороший внимательный родитель не станет читать газету или пить чай, когда его ребенок делится с ним сокровенными переживаниями о потере лучшего друга или рассказывает о своих потаенных волнениях и страхах. Мы, как родители, можем подарить своим детям один из самых ценных и важных подарков: наш неподдельныйинтерес к ним и их проблемам, выраженный в личном внимании и готовности всегда выслушать их, когда необходимо.

Просто выслушивая своего ребенка, вы, тем самым, как бы говорите ему: “Я хочу понять и помочь тебе. Мне интересно слушать тебя, и я хочу, чтобы ты знал, что я верю в тебя. Ты всегда можешь поговорить со мной, потому что я люблю тебя!”

Задавайте вопросы. (Не только дети должны быть заинтересованной стороной!) В общении с детьми, или с кем бы то ни было, вопросы помогают им раскрыться и показывают вашу заинтересованность и заботу. Вызовите ребенка на разговор.

Когда дети спрашивают вас о чем-то, старайтесь не  философствовать. И не пытайтесь казаться тем, кем на самом деле вы не являетесь. Будьте проще! И не давайте советов, которые вы сами не стали бы применять на практике.

Учитесь давать советы и отвечать на вопросы детей так, чтобы им было легко принять это. Пусть они думают, что хотя бы частично то, что вы говорите им, было их идеей, и, таким образом, им будет легче следовать вашим советам. Например, скажите: “Мне нравится твоя идея, что нужно немного все изменить. Давай попробуем!” Или: “Что ты думаешь по этому поводу?” Или: “Может, так будет лучше?”

Когда что-то не получается, важно не рубить с плеча. Есть две стороны медали, поэтому всегда нужно выслушать обе стороны. Многие из нас ошибочно делают поспешные выводы, что выливается в несправедливые обвинения в адрес ребенка, а это может очень обидеть его. Например, мать, услышав грохот в комнате, вбегает туда и видит свою маленькую дочку в слезах возле разбитой вазы. Немедленно отшлепать ребенка, не попросив его объяснить, что случилось, значит не только наказать, но и унизить его, когда можно было бы спросить, что произошло и услышать в ответ, что ребенок пытался остановить кошку, когда та карабкалась на стол, и именно кошка опрокинула вазу!

Помните, что как родители-христиане мы должны укрепить в наших детях уверенность как в Господе, так и в нас самих. Иисус с любовью прощает нас, и, слава Богу, не наказывает нас за каждую ошибку или грех. Таким же образом мы должны прощать наших детей и быть с ними как можно справедливее и сострадательнее. Если мы постоянно будем строго и не разобравшись осуждать их, наши дети могут легко потерять к нам доверие. А это может повлечь за собой чувство страха и нежелание признаваться в своей вине или просить о помощи!

И еще одно: никогда не теряйте веры в своего ребенка! Если нельзя определить, кто прав и кто виноват в ситуации, когда ребенок утверждает, что он невиновен, и это нельзя никак проверить, то почти всегда самым лучшим решением в такой ситуации будет не рисковать, наказывая или несправедливо осуждая ребенка за то, что он не делал. Попробуйте поверить вашему ребенку на слово! Такая любовь докажет вашу веру в него и придаст ему желание не расстраивать вас. Ваше доверие говорит ему о том, что вы любите его.

 

(Продолжение следует. См. Дайджеcт для родителей и учителей No 6)

 

Искусство рассказывать истории

Библия и библейские истории могут оказать очень сильное влияние на ваших детей, если их хорошо преподнести!

Когда мои дети росли, я старался проводить с ними как можно больше времени, постоянно обучая их различным предметам. Кроме того, на протяжении одного-двух часов я рассказывал им истории из Библии почти каждый день. Когда кто-то из родителей каждый вечер верно читает с ребенком отрывок из Библии, на него это оказывает большое влияние.

Мне всегда нравилось приходить к детям в комнату, когда они укладывались спать, и рассказывать им какую-нибудь историю. День был уже на исходе, так что они могли думать о ней потом всю ночь. После этого я молился с ними. Даже если у вас не так много  времени, чтобы провести с детьми, пожелайте им спокойной ночи и, по возможности, помолитесь.

Мои дети обычно сидели или лежали в своих кроватках и слушали, как папа читает Библию, и потому что старшие проявляли интерес, младшие тоже слушали. Я читал истории прямо из Библии и затем переводил их на более простой “папин язык”. Я пересказывал буквально каждый стих, каждую фразу, объясняя, что происходило в действительности. Я читал каждый стих и переводил его, а затем разыгрывал сценку, что просто захватывало их, даже без всяких картинок!

Я изображал все сам, даже прыгал по комнате и делал все движения! Когда кит проглотил Иону, я бросился на пол и завернулся в половик! И дети обожали такие сценки! Даже моя двухлетняя дочка заливалась смехом, видя папины ужимки! Каждую историю можно сделать очень интересной, если сыграть ее в лицах. Войдите в роль! И если вы разойдетесь, это передастся и детям! Очень трудно удержать их внимание без каких-либо действий! Нужно постоянно быть в движении и разыграть сценку, как в театре, иначе они быстро потеряют интерес!

Еще один трюк, который помогает удерживать внимание детей – это нотка тревожного ожидания: “И вдруг, знаете что случилось?!” И они сидят перед вами, слушая буквально с открытыми ртами, в нетерпении узнать, что же произошло!

Чем чаще читать детям эти стихи, тем лучше они их усвоят. Их ум похож на маленькую губку, магнитофон, мини-компьютер, они просто проглатывают все подряд.

“И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим, и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая” (Втор. 6:6,7). Иисус сказал: “Паси овец Моих!” (от Иоанна 21:15.)

                                                                            Давид Берг

 

МАГНИТОФОН НЕ СРАБОТАЛ

 

Забавный случай, показывающий важность личного контакта с вашим ребенком

У Говарда Максвелла была четырехлетняя дочь, Мелинда, которая постоянно просила его рассказывать ей на ночь историю о том, как Иисус исцелил дочь Иаира. Максвелл, довольный собой, записал историю на магнитофон. Когда Мелинда попросила его в следующий раз прочитать историю, он просто включил магнитофон. Так было две ночи, но однажды Мелинда вложила папе в руки книгу. “Послушай, девочка моя, – сказал он, – ты же знаешь, как включать магнитофон”. “Знаю, ¦ ответила та. ¦ Но я не могу сидеть у него на коленях”.

 

Практичеcкие советы, как раccказывать иcтории

Написано для учителей, но может применяться родителями

Рассказывать истории – это очень эффективный метод обучения, который:

а) удерживает интерес учеников

б) делает Библию живой

с) эффективно обучает моральным ценностям

РАССКАЗЫВАЯ ИСТОРИИ:

  1. Хорошая история должна быть выразительной и динамичной, рассчитанной на достижение определенной цели.
  2. Каждая история имеет кульминацию. Не спешите выдать ее. Это делает историю интересной.
  3. Вкладывайте чувства в свои слова, голос и жестикуляцию. Используйте сравнения и контрасты.

ОГРАНИЧЬТЕ РАССКАЗ до нескольких действующих лиц и событий, обучая детей дошкольного возраста.

ПРАКТИКУЙТЕ СВОЙ РАССКАЗ, пока не ознакомитесь со словами и идеями. Говорите на понятном для детей языке. Не используйте длинные предложения. Потренируйтесь перед зеркалом.

ХОРОШО ЗНАЙТЕ, О ЧЕМ ГОВОРИТЕ, как будто вы сами были участником событий.

УМЕЙТЕ УВЛЕЧЬ своим рассказом. Начните с того, что вы хотите поделиться с учениками чем-то очень интересным. Забудьте о себе и просто наслаждайтесь. Не начинайте с фразы: “Хотите послушать рассказ?”

ДЕРЖИТЕ БИБЛИЮ ОТКРЫТОЙ ПЕРЕД СОБОЙ и периодически читайте стих или отрывок оттуда. Опирайтесь на Библию.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ДИАЛОГ, по возможности. Оживите персонажей, говоря от первого лица: “Мама, можно посмотреть на Иисуса?”, вместо того, чтобы описывать действие: “Маркус спросил у мамы, можно ли ему будет пойти посмотреть на Иисуса”.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВООБРАЖЕНИЕ, чтобы нарисовать картину рассказа. Никогда не искажайте и не меняйте фактов. Но описывайте как можно больше людей, мест и происшествий, чтобы ребенок представил себе картину в уме. Подключите воображение, ставя себя на место событий: “Что бы вы сделали?”

СРАВНИВАЙТЕ ПЕРСОНАЖЕЙ ИЗ БИБЛИИ, места и традиции с теми, которые известны вашим ученикам (“Петр спал на матрасе, толстой подстилке”.)

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЖЕСТЫ, описывая что-то. В особенности с детьми. Но не перегибайте палку.

ПЕРЕДАВАЙТЕ ГОЛОСОМ НАСТРОЕНИЕ рассказа. Инсценировка и воплощение персонажей усилит ощущение реальности. Не кричите, но говорите отчетливо. Тренируйте голос.

ПОЛАГАЙТЕСЬ НА ГОСПОДА, а не на свои способности. Помолитесь перед уроком, чтобы Господь помог вам передать истинный дух и значение рассказа, и чтобы дети усвоили урок.

Оставить комментарий

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные для заполнения поля помечены *

Вы можете использовать следующие HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

очиститьОтправить