Некоторые люди используют отрывки из Нагорной проповеди Иисуса, где Он учил “не противиться злу”, чтобы сказать, что все христиане должны быть пацифистами, и должны бездействовать даже пред лицом наступающих безбожных атеистических врагов. Несомненно, мы должны выполнять заповеди Христа, однако, было бы мудро сначала тщательно изучить Его лова, чтобы точно знать, как именно Он хочет, чтобы мы их применяли и в нашей жизни, и когда речь идет о целой нации.
В Евангелии от Матфея 5:38-45 говорится: “Вы слышали, что сказано: “око за око, и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших, молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходили» над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных”.
В этих стихах Христос не выступает за полный пацифизм, не утверждает, что надо беспрепятственно позволить злому человеку напасть на тебя, издеваться над тобой и полностью ограбить тебя! У него была причина настаивать на этих принципах. А причина заключается в следующем: Он хотел, чтобы мы смогли стать хорошим примером христианской любви, милосердия и прощения, и тем самым обратили наших врагов в христианство! — Когда кто-то берет твою рубашку, ты можешь сказать: “Тебе не надо было отнимать мои вещи, я более чем готов поделиться с тобой и своей одеждой. А чтобы доказать это — можешь взять и мой свитер!” Или: “Ты хочешь, чтобы я прошел с тобой милю? Хорошо, я это сделаю. Но чтобы доказать, что я делаю это из христианской любви, а не просто потому, что ты меня заставил, я с удовольствием пройду с тобой и еще одну милю”.
Но как насчет того, чтобы “обратить к нему и другую” щеку? То есть, когда кто-то бьет тебя, вместо того, чтобы немедленно ударить его в ответ, даже позволить ему ударить тебя еще раз? Что это означает? Подразумевает ли Иисус, что мы должны до бесконечности позволять бить себя снова и снова, ничего не предпринимая? Должны ли мы терпеть и кротко прощать и молиться за жестоких и злобных врагов, в то время как они бьют, истязают и даже убивают наших близких? Определенно нет! Что же тогда подразумевает Иисус под этими словами?
Смысл в том, что мы должны быть терпеливыми с нашими врагами, проявлять к ним милосердие, любить их и стараться завоевать их на свою сторону. “Благотворите ненавидящим вас, любите обижающих вас и гонящих вас, и молитесь за них”. Молитесь о том, чтобы они отказались от своих ужасных жестоких нравов! Да, мы должны “пройти еще одно поприще”, чтобы показать им любовь Божью. Однако, приходит время, когда мы прошли и это поприще, и мы сделали достаточно! Действие заповеди Христа “любить врагов” и “подставлять другую щеку” имеет свои пределы.
Если враг не реагирует на твое стремление к миру, доброте, прощению и любви, тем хуже для него!
Да, Иисус учил “подставлять другую щеку”, но у тебя только две щеки! И если твой враг продолжает нападать и не довольствуется тем, что ты подставляешь ему другую щеку, то пора дать ему сдачи, чтобы он не совершил больше зла! После двух пощечин или двух ударов ты должен осознать, что враг не собирается исправляться, что он непременно стремится нанести тебе вред и вовсе не планирует когда-нибудь раскаяться! Теперь у тебя больше не осталось щек, чтобы подставлять ему, и можно начать защищаться. Это согласуется со Священным Писанием!
Господь всего лишь требует, чтобы ты подставил другую щеку, но не более. После того, как тебя ударили по обеим, это – предел! Если враг продолжает нападать, гнать тебя, не проявляет признаков раскаяния и перемены, то ты не обязан бесконечно проявлять к нему любовь и терпение!
Даже Сам Господь не проявляет безграничной любви, милосердия и терпения по отношению к нераскаявшимся нечестивцам, отказывающимся измениться, несмотря на то, что к ним была проявлена любовь, милосердие, и была дана возможность исправиться. Он дает им время, проявляет любовь, терпение и посылает им предостережение, но если приходит время, и они все же не раскаиваются, то Господь без колебаний начинает судить их и посылает свой праведный гнев! “Но они издевались над посланными от Бога, и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения”. (2-я Паралипоменон 36:16) Он также говорит: “Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления!” (Притчи 29:1). Да, верно, “Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” (От Матфея 5:45), но что случается, если они отказываются ответить на Его любовь? “Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы — негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение!” (К Евреям 6:7,8)
То есть, Слово Божье буквально говорит, что, если после определенного времени враги Господа и люди отвергают Его, солнечный свет Его любви и дожди Его милосердия, Он проклинает и уничтожает их! Сам Иисус говорил, что приходит время, когда “уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь!” (От Матфея 3:10)
Еще одна яркая иллюстрация этого принципа — притча о злом виноградаре (фермере): “И начал (Иисус)говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника; они же, схвативши его, били и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу: и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестием. И опять иного послал: и того убили; и выбросили его тело. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидевши его, постыдятся. Но виноградари, увидевши его, вывели его вон из виноградника и убили”. И Иисус задает вопрос: “Поэтому, когда господин виноградника вернется, что он сделает с этими виноградарями? Он погубит тех злых людей и отдаст виноградник другим!” Другими словами, он, в конце концов, даст сдачи! (От Марка 12:1-9; смотри также от Луки 20:9-16).
Иисус завещал нам “любить наших врагов”, даже безбожных. Но после того, как мы проявили к ним христианскую любовь, протянули руку примирения, простили их ошибки, подставили им “другую щеку” и предложили им мир, а они все еще упрямо отвергают любовь, милосердие и терпение, проявленные к ним, и продолжают стремиться к насильственному, кровавому перевороту в нашем обществе, мы по отношению к ним можем считать себя свободными от моральных обязательств, побуждающих нас проявлять терпение и любовь. Пора начать защищаться!
Давайте помнить, что в Божьем слове говорится и о том, чтобы давать пощечины нашим безбожным врагам: “Боже мой! Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих, сокрушаешь зубы нечестивых!” (Псалом 3:8).
ПСАЛОМ 2
Псалом Давида
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 “Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их”.
4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своем, и яростию Своею приведет их в смятение:
6 “Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника”.
10 Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.